ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИмезоамерика

Индейский народ Тлашкальтеки

«Тлашкальтеки, или как их ещё называют тласкаланцы, не были ни древним народом, ни носителями высокоразвитой цивилизации доколумбовой Америки. Они не возводили величественных храмов-пирамид, как другие народы, не строили городов, даже их собственная столица Тлашкала, по которой они получили своё имя, была построена чичимеками. На протяжении всей своей истории они пользовались достижениями других народов.»
Но, несмотря на всё это, есть нечто, что делает тлашкальтеков исключительным народом всей Латинской Америки; Это особое положение, которое они получили после завоевания Кортесом Мексики, дарованное им самим королём Карлосом V – вступать в брак с выходцами из Испании. А это уже само по себе, прецедент в мировой истории. Впрочем, благодаря этому к концу XVII в. тлашкальтеки полностью исчезли как народность, смешавшись с испанским населением.

Ранняя история этого народа довольно запутана, некоторые авторы говорят о том, что тлашкальтеки появились в долине Мехико ещё во времена возвышения Теотиуакана. Существует мнение, что они были частью другой народности, якобы в 1350 г. их предводитель, под предлогом того, что он является прямым потомком ацтекского царя Акамапичтли, "на законных основаниях” захватил всю область Чолулы. И это, как минимум странно – и сами ацтеки, и их вождь с таким именем, появились в тех краях спустя 20 лет, в 1371 году. 

Единственное, что не вызывает сомнения во всей этой истории, это дата их появления в районе Чолулы – 1350 год. Но, по всей видимости, они не сразу осели в этих краях, а продолжали двигаться на юг. Примерно в то же время, многочисленная армия тлашкальтеков вторглась в долину Оахака и двинулась к Ноллану. Но плохо зная местность и нравы местных жителей, они попросту заблудились. Ночью, когда незадачливые завоеватели расположились на отдых, они внезапно были атакованы со всех сторон отрядами сапотеков. В возникшей суматохе некоторые из них были убиты на месте, другие пленены, остальные в панике разбежались по всей округе, и в большинстве своём, были пойманы в последующие дни и принесены в жертву.

Спустя 2 или 3 года тлашкальтеки предприняли ещё одну попытку продвинуться на юг, в этот раз они попытались захватить Коиштлауак принадлежавший миштекам. По-видимому, выбор цели для нападения был не случайным, Коиштлауак был важным торговым центром. Город контролировал путь, проходивший через долины Мехико-Пуэбла-Оахака, и идущий дальше к побережью и Дарьенскому перешейку. И тот кто владел им, по сути, владел всей торговлей в регионе, кроме того он был ключом к долине Оахака, что тлашкальтеков привлекало много больше. Однако они не учли одного – город был основательно укреплён.

Тогда они взяли его в осаду, но это был ещё один стратегический просчёт – будучи перевалочным пунктом на торговом пути, Коиштлауак имел достаточно провианта, чтобы держаться месяцами. Простояв какое-то время под стенами города, понимая всю тщетность этого предприятия, тлашкальтеки повернули обратно, но по пути они были атакованы силами, подоспевшими из Тилантонго. Свирепые воины-миштеки, в отличие от других народов Мезоамерики никогда не брали пленных, и, получив немалый урон, тлашкальтеки бежали до самой Пуэблы, и после этого, больше никогда не обращали свои взоры на юг.

И только после провала экспедиций в долину Оахака, они стали утверждать свою власть в соседней долине Пуэбла. В 1358 или 1359 г. они захватили Уэшоцинко и Тлашкалу, ставшую их столицей, и, пожалуй, символом всего народа. Потерпев целый ряд поражений, и потеряв почти все свои земли, чичимеки заперлись в Чолуле, взять которую тлашкальтекам так и не удалось, несмотря на все попытки. Но и без этого, они теперь контролировали большую часть долины, в которую вскоре после этого хлынула волна беженцев из Чалько, спасавшихся от агрессии ацтеков, в 1370-х гг. захвативших всю долину Мехико.

На захваченных территориях тлашкальтеки создали нечто вроде тетрархии, - государственного строя, господствовавшего в Римской империи в самом конце III в. Созданное ими государство было разделено на 4 практически равных части, каждая имела своего правителя, согласовывавшего свои действия с другими тремя, гегемона среди них не было, и фактически страна была одним целым. В каждом регионе была своя судебная система, и своя армия, но проживая в непосредственной близости от воинственных и кровожадных ацтеков, все они мгновенно объединялись и действовали слажено, как одна боевая единица.

Города были хорошо укреплены, беженцы из Чалько усилили поредевшие на юге ряды тлашкальтеков, поэтому, когда ацтеки после захвата долины Мехико, попытались сходу завладеть и долиной Пуэбло, они встретили решительный отпор. Эффекта неожиданности, которым они воспользовались в землях тольтеков, у них уже не было. Но хотя тлашкальтекам и удалось выстоять, они оказались фактически в осаде, не только в своих городах, но и своей стране. Молниеносно растущая империя, вскоре охватила небольшое государство в Пуэбле с трёх сторон, что в любой момент могло быть поглощено более сильным соседом.

Многие историки сходятся во мнении, что ацтеки сами не хотели завоёвывать земли тлашкальтеков, и для этого у них были достаточно веские причины. Долина Пуэбло была экономически бедным регионом, и едва ли была способна прокормить собственное население, к тому же намного более плодородных земель у империи было предостаточно. Но что им действительно было нужно, так это неиссякаемый поток пленников для жертвоприношений; их солнечный бог Уицилопочтли за то, что дарил свой благодатный свет, постоянно требовал человеческой крови. И города Пуэбло рассматривались ацтеками, как своего рода питомник жертвенных ягнят, которых готовили на заклание. И эта теория кажется вполне обоснованной, особенно если обратиться к испанской хронике Лас Касаса, участника захвата Теночтитлана, утверждавшего что, в иные дни язычники приносили в жертву до 800 человек. Цифра эта кажется фантастической, но современные археологи подтверждают возможность этого, да и самого Лас Касаса, осуждавшего террор против коренного населения, трудно будет обвинить в предвзятости.

Исходя из этого, становится понятным, почему ацтеки позволили тлашкальтекам захватить Чолулу, оборонявшуюся более 80 лет, хотя они могли сделать это и сами. И с этой точки зрения, легко объяснима природа Цветочных Войн, хотя сам смысл их, лежит на поверхности. Якобы это "священное” действо, инициировал Тлакаелель, брат императора Монтесумы I, по другой версии, что более вероятно, это был жрец Несауалькойотль. Это не были войны, в прямом смысле этого слова, а своего рода состязания между представителями трёх городов ацтеков - Теночтитлана, Тлакопана, Тескоко, и трёх городов тлашкальтеков – Тлашкалы, Уэшоцинко, Чолулы. Все города выставляли равное количество бойцов, которые сходились в попарном поединке, а проигравшая сторона приносилась в жертву. "Традиция” приписывала проводить подобные войны каждые 20 дней, и честность их, со стороны ацтеков, как минимум, очень уж сомнительна. Ведь доподлинно известно, что именно за Цветочные Войны, тлашкальтеки так люто ненавидели своих врагов. Но они вынуждены были мириться, от этого зависела судьба, всего их народа.

Нет никаких сомнений в том, что тлашкальтеки, как никто другой осознавали, в каком положении они находятся и как их воспринимают ацтеки. Но они были бессильны что-либо изменить, до тех пор, пока в их земли не пришли испанцы во главе с Эрнаном Кортесом. Поначалу пришельцев встретили враждебно, произошло несколько серьёзных стычек, в ходе которых тлашкальтеки убили 45 испанских солдат (из 400), и 2 лошадей (из 15). Испанцы убили 3000 тлашкальтеков, и сожгли 10 селений, после чего противники пошли на мировую. Правитель Тлашкалы, Шикотенга, радушно встретил вчерашних врагов, и обеспечил всем необходимым. Увидев испанцев в бою, он понял, что это те, кто может совладать с ненавистными ацтеками, и, не колеблясь, заключил с ними союз. Несколько позже, Кортес, в своём отчёте королю Карлосу, описывая достоинства тлашкальтеков, подчеркнул одну интересную деталь: Что они, в отличие от других народов Мексики, изначально восприняли испанцев как людей, но не богов и совершенно не боялись лошадей, при одном виде которых все индейцы испытывали панический ужас.

Кортес очень нуждался в помощи тлашкальтеков, он прекрасно понимал, имея в своём распоряжении 250 солдат, и 2 000 тотонаков, казавшихся ему весьма ненадёжными союзниками, огромную империю ему не покорить. Он пообещал Шикотенге, что после завоевания Теночтитлана, не станет посягать на границы, права, и свободу Тлашкалы и всех её владений. 1 ноября 1519 года испанский отряд, усиленный 20 000 тлашкальтеков, выступил на запад. Спустя неделю изнурительного похода, эта пёстрая армия достигла Шолоко, откуда была видна столица ацтеков. На следующий день, приветствовать Кортеса прибыл сам император Монтесума II, он был до смерти напуган, и хотя говорили, что владыка ацтеков имеет в своём распоряжении 600 000 воинов, открыто напасть на испанцев он так, и не решился. Вместо этого, он решил заманить Кортеса в ловушку и пригласил его в свою столицу, только без его союзников, но тот отклонил предложение, ответив, что войдёт в город лишь вместе со своими друзьями. Монтесума вынужден был уступить, и попал в свои же сети; едва испанцы и тлашкальтеки вступили в Теночтитлан, Кортес пленил императара, который после 8 месяцев заточения в собственном дворце, был удушен в 1520 году.

Казалось, что великая империя была повержена, но вскоре, вслед за ошеломительным триумфом, последовало столь же ошеломительное поражение, в результате которого, Кортес оказался на грани гибели. 1 июля 1520 года в Теночтитлане вспыхнуло грандиозное восстание, большая часть испанцев была убита, город потерян, но тлашкальтеки остались верны союзнику, решившись идти до конца. И только благодаря подкреплению с побережья, стойкости и мужеству тлашкальтеков, ценой их невероятных усилий и потерь, удалось повторно взять Теночтитлан, 13 августа 1521 года империя ацтеков прекратила своё существование.

Кортес, которого очень трудно назвать человеком слова, на этот раз сдержал своё обещание, после завоевания Мексики, ставшей вице-королевством Новая Испания, Тлашкале оставили внутреннее самоуправление. Кроме того, в награду за верность, сам король даровал тлашкальтекам ряд привилегий, бывших иммунитетом от произвола местной администрации. Тлашкальтеки же, участвовали во всех войнах на стороне испанцев, и верой и правдой служили вице-королям, которые в свою очередь никогда не посягали на их привилегии и всегда уважали их права.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
тлашкальтеки в составе войска Кортеса штурмуют ацтекский Теночтитлан
тлашкальтеки в составе войска Кортеса штурмуют ацтекский Теночтитлан
тлашкальтеки в составе войска Кортеса штурмуют ацтекский Теночтитлан
«Цветочные войны» между ацтеками и тлашкальтеками
«Цветочные войны» между ацтеками и тлашкальтеками
«Цветочные войны» между ацтеками и тлашкальтеками
изображение из «Истории Тлашкалы»
изображение из «Истории Тлашкалы»
изображение из «Истории Тлашкалы»
тлашкальтекские: воин, элитный воин и лучник
тлашкальтекские: воин, элитный воин и лучник
тлашкальтекские: воин, элитный воин и лучник
поход Кортеса на Теночтитлан с союзниками из Тескоко и тлашкальтеками
поход Кортеса на Теночтитлан с союзниками из Тескоко и тлашкальтеками
поход Кортеса на Теночтитлан с союзниками из Тескоко и тлашкальтеками
государство Тлашкала, начало XVI в.
государство Тлашкала, начало XVI в.
государство Тлашкала, начало XVI в.