ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИмезоамерика

Цивилизация Теотиуакан

«Цивилизация Теотиуакана, получившая название по имени своего знаменитого городского и культового центра, наряду с культурами ольмеков и майя, является одной из древнейших и наиболее загадочных государственных образований Мезоамерики. В среде учёных нет общего мнения по поводу образования и развития этой цивилизации, что привносит ещё большую сумятицу и путаницу в историю древнего народа, которая строится, в большинстве своём, исключительно на догадках и предположениях, часто популистских, или имеющих мифический характер. Даже временные рамки её возникновения, растянуты на более чем 500 лет, с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Но всё же, большинство исследователей относят это событие к рубежу нашей эры, опираясь на новейшие данные археологических изысканий.»
Единственное, что ни у кого уже не вызывает сомнения, так это принадлежность культуры Теотиуакана к языковой группе народов науа, к которой принадлежали так же и ольмеки, от которых она и отделилась, предположительно в III в. до н. э., и ацтеки, спустя 500 лет после её гибели занявшие места её расселения. Но, к сожалению, современной науке так и не удалось установить даже название загадочного народа. А некоторые учёные называют его смесью разнообразных этнических групп, что делает невозможным их самоидентификацию. Но это представляется совсем уж маловероятным, и где то даже абсурдным. 

Площадь, которую контролировала древняя цивилизация, в период своего расцвета была довольно внушительной, даже по современным меркам. Если раньше считалось, что она ограничивалась исключительно Теотиуаканом с небольшим городским округом, то сейчас доказано что в сферу её влияния входила вся долина Мехико, и достаточно обширные прилегающие к ней области. Покрывая, таким образом, полностью или частично территорию 4 нынешних мексиканских штатов - Тлашкала, Морелос, Пуэбла и Идальго, она является одним из наибольших ранних государств Мезоамерики того периода. А это в свою очередь, дало повод многим местным учёным, именовать данное государственное образование, империей. Но эти громогласные заявления, не что иное, как тот же популизм, и так же далеко от истины, как и большинство их датировок. Сам Теотиуакан, как полагают археологи, был основан в самом начале III в. до н. э. задолго до прихода в эти места представителей одноимённой цивилизации. Такие выводы были сделаны благодаря новым открытиям, немного проливающим свет на историю возникновения древнего города. Из которых следует, что большинство культовых сооружений Теотиуакана построены поверх меньших по размерам, но гораздо более древних объектов, ставших как бы основанием новых, поистине грандиозных строений. Подобная практика была широко распространена в доколумбовой Америке, когда в места расселения одной, приходила другая, более развитая цивилизация. 

Итак, вполне очевидно, что теотиуаканская народность была не первой в долине Мехико, но именно с её появлением связано зарождение высокоразвитой культуры, оказавшей ни с чем несравнимое влияние на развитие всех народов Центральной Мексики. К периоду возникновения цивилизации Теотиуакана относят появление календаря, а с ним и системы летоисчисления, письменности, складываются сложные религиозные представления, занимавшие господствующее положение вплоть до прихода испанских миссионеров. Возводится множество потрясающих воображение храмов и пирамид, таких как пирамида Солнца и пирамида Луны, появляются новые города, такие как Аскапоцалько, Портесуэло, и другие, более мелкие центры. 

Земледелие, существовавшее здесь и ранее, несмотря на примитивные орудия труда, достигло небывалой прежде производительности, благодаря внедрению революционных технологий. На рубеже I – II вв. н. э. широкое применение получило строительство чинамп – насыпных (плавучих) островков посреди многочисленных озёр и болот. Развивалась и совершенствовалась ирригационная система, что позволило существенно увеличить площадь обрабатываемых земель, непригодных прежде для возделывания. Вместе с тем, благодаря орошению, значительно повысились урожаи выращиваемых тыкв, томатов, бобов, перца, маиса и других культур. 

Избыток сельскохозяйственных пищевых ресурсов, делал предпосылки для зарождения торговых отношений с народами, проживавшими к югу, что в скором времени стало основой экономического роста, и процветания цивилизации Теотиуакана. Вместе с тем, оставаясь в первую очередь земледельческой культурой, в городах развивались ремёсла, достигшие высокого уровня к середине III века. Наибольшее распространение получило изготовление всевозможных керамических изделий, носившее, по сути, массовый характер. О чём можно судить по находкам терракотовых фигурок и изысканной кухонной утвари теотиуаканских гончаров, практически во всех уголках Центральной Америки. Кроме того, интенсивное развитие получило изготовление хлопковых тканей, циновок, и украшений из перьев, пользовавшихся огромной популярностью далеко за пределами Теотиуакана

Но всё же, важнейшей статьёй дохода, после земледелия, была добыча обсидиана с последующей его обработкой, которым изобилуют окрестности города в частности, и долины Мехико в целом. Крепкое, с острыми режущими краями вулканическое стекло, было так же важно для всех культур доколумбовой Америки, как железо для жителей Европы. Не знавшие металлургии народы Мезоамерики использовали обсидиан для изготовления оружия, и в некоторых, очень редких случаях орудий труда, таких например, как хирургические скальпели. Обсидиан был достаточно ценным материалом, не сказать что редким, но обладание им в неограниченных количествах давало массу преимуществ, и такое положение дел оставалось неизменным до прихода испанских колонистов. 

Сами же представители теотиуаканской цивилизации, как считают многие историки, были миролюбивым народом. Обоснование этого, они находят в почти полном отсутствии оборонительных сооружений в их городских центрах. Даже массивное строение в самом Теотиуакане с развалинами храма Кетцалькоатля, названное испанцами Цитаделью, никогда не было крепостью. Но это доказывает лишь то, что этот народ был слишком беспечен, проживая к тому же на северной окраине цивилизованного мира. Что возможно впоследствии сыграло с ним злую шутку. А по поводу их кажущегося миролюбия, то многие факты говорят об обратном; ярчайший пример захваченный ими и разрушенный до основания город Каминальхуйю, расположенный на территории современной Гватемалы, достаточно далеко от их родных мест. 

Однако, военная экспансия, скорее всего и стала причиной гибели теотиуаканской цивилизации, во всяком случае, в этот период чётко прослеживается некий переломный момент в её истории. Переход от мирной торговли к агрессивным действиям против соседей, может говорить только об одном – начале упадка. В чём он выражался, понять сейчас достаточно тяжело. Но вполне очевидно, что в конце VI начале VII века в самом Теотиуакане происходили события, существенно изменившие прежние устои государства. Возможно, что произошёл переход от одной формы правления к другой, о чём, к сожалению, нет никаких сведений. 

Сегодня совершенно ничего неизвестно о социально-политической структуре теотиуаканской цивилизации. Как и во многом другом, исследователи оперируют всё теми же неоднозначными предположениями и догадками. Большинство, всё же, склоняется к тому, что это было теократическое государство, с верховным жрецом во главе, объединявшим в своих руках неограниченную светскую и духовную власть. Скорее всего, власть эта была строго централизованной, поэтому, по мере увеличения площади государства, наряду со светской, росло число военной аристократии. Это было неизбежно, - жреческое сословие обладало огромным авторитетом, но поскольку это было не анархическое общество, для контроля больших народных масс на огромной территории, нужны были сильные, беспринципные люди. То, что подобный класс существовал, факт, но какое место он занимал в иерархической лестнице Теотиуакана, и насколько был многочисленным доподлинно неизвестно. 

Мог ли на рубеже VI-VII вв. произойти конфликт между жрецами и военной знатью, закончившийся насильственной сменой власти? Скорее всего, нет, особа жреца для всех без исключения культур Мезоамерики была священной, и посягательство на неё считалось святотатством. Дерзнувший противиться воле жреца, накликал на себя гнев богов и их проклятие. Так что, даже если бы нашёлся человек не побоявшийся бросить вызов правящему сословию, вряд ли он смог бы найти сторонников и поддержку, если только она не исходила извне. 

Вся история цивилизации Теотиуакана полна белых пятен, но заключительный её этап, это совершенно чистая страница. Очевидно одно, незадолго до её падения, произошли кардинальные перемены в политической системе государства, так или иначе повлиявшие на его судьбу. Что это было? Установление военной диктатуры, или даже царской власти? Это, скорее всего так и останется загадкой, как и ответ на вопрос, кто или что стало причиной гибели одной из величайших цивилизаций на американском континенте. В одночасье, высокоразвитая культура, находящаяся на пике своего процветания и могущества, в конце VII либо же в начале VIII века прекратила своё существование. Большинство учёных сходятся на мнении, что возможно, это случилось в результате набега одного из варварских племён, пришедших с севера. 

Эта скупая фраза, к сожалению, ничего не объясняет, да и нет никаких обоснований этой теории. Можно допустить, что тёмные, полудикие пришельцы могли разрушить плохо защищённый Теотиуакан, увести в плен его население. Теоретически это возможно. Но как они смогли разрушить и уничтожить сами основы государства? Ведь говоря об этом, исследователи применяют слова "набег", "рейд", "вторжение", но никогда "завоевание", которого не было. Как не было и попыток восстановления теотиуаканской цивилизации, несмотря на то, что большинство их городов продолжали существовать до начала X века, пока не были завоёваны тольтеками. И всё это, очень похоже на то, что культура Теотиуакана уничтожила самую себя, или позволила это сделать другим, безвольно приняв свой удел, даже не сопротивляясь.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
теотиуаканская маска, серпентин, оникс, ракушки, примерно 350-600 гг.
теотиуаканская маска, серпентин, оникс, ракушки, примерно 350-600 гг.
теотиуаканская маска, серпентин, оникс, ракушки, примерно 350-600 гг.
пирамида Солнца, Теотиуакан, Мексика
пирамида Солнца, Теотиуакан, Мексика
пирамида Солнца, Теотиуакан, Мексика
карта Теотиуакана
карта Теотиуакана
карта Теотиуакана
дворец Кетцальпапалотль, Теотиуакан, Мексика
дворец Кетцальпапалотль, Теотиуакан, Мексика
дворец Кетцальпапалотль, Теотиуакан, Мексика
внутренний дворик дворца Кетцальпапалотль, Теотиуакан, Мексика
внутренний дворик дворца Кетцальпапалотль, Теотиуакан, Мексика
внутренний дворик дворца Кетцальпапалотль, Теотиуакан, Мексика
теотиуаканские воины
теотиуаканские воины
теотиуаканские воины
дорога Мёртвых, вид с пирамиды Луны, Теотиуакан, Мексика
дорога Мёртвых, вид с пирамиды Луны, Теотиуакан, Мексика
дорога Мёртвых, вид с пирамиды Луны, Теотиуакан, Мексика
храм Пернатого Змея, Теотиуакан, Мексика, снимок 1925 года
храм Пернатого Змея, Теотиуакан, Мексика, снимок 1925 года
храм Пернатого Змея, Теотиуакан, Мексика, снимок 1925 года
пирамида Луны, Теотиуакан, Мексика
пирамида Луны, Теотиуакан, Мексика
пирамида Луны, Теотиуакан, Мексика
Цивилизация Теотиуакана
Цивилизация Теотиуакана
Цивилизация Теотиуакана