ТАЙНЫ ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

РЕГИОНЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Затерянные ГОРОДА
Загадки ПЛЕМЕН Мира
ЭГЕЙСКИЕ Цивилизации
Цивилизации АНАТОЛИИ
Цивилизации АВСТРАЛИИ
Цивилизации ПОЛИНЕЗИИ
Цивилизации МЕЛАНЕЗИИ
ВНЕЗЕМНЫЕ Цивилизации
История КАМЕННОГО ВЕКА
Цивилизации ЗАКАВКАЗЬЯ
БАЛКАНСКИЕ Цивилизации
ХАНААНСКИЕ Цивилизации
ДОПОТОПНЫЕ Цивилизации
Цивилизации МЕЖДУРЕЧЬЯ
Цивилизации МИКРОНЕЗИИ
МИФИЧЕСКИЕ Цивилизации
ГИМАЛАЙСКИЕ Цивилизации
НЕИЗВЕСТНЫЕ Цивилизации
АПЕННИНСКИЕ Цивилизации
Цивилизации МАКАРОНЕЗИИ
Цивилизации МЕЗОАМЕРИКИ
Цивилизации ЮЖНОЙ ИНДИИ
Народы СЕВЕРА ЗАПОЛЯРЬЯ
Цивилизации ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
Цивилизации ЮЖНОЙ АФРИКИ
Цивилизации ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Древняя РУСЬ и народы СИБИРИ
Цивилизации ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Загадки КАРИБСКОГО БАССЕЙНА
Цивилизации ДРЕВНЕГО ИРАНА
Цивилизации ДРЕВНЕЙ АРАВИИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ ИНДИИ 
История загадки АНТАРКТИДЫ
Цивилизации народы БАЛТИИ
Цивилизации ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации ЗАПАДНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Цивилизации БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Цивилизации ИОНИЧЕСКОГО МОРЯ
Цивилизации ДРЕВНЕЙ БРИТАНИИ
Цивилизации ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
История ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВОВ
Цивилизации ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА
Цивилизации ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

полинезия - Остров Таити

Полинезийский остров Таити находится в центральной части Тихого океана, к северу от экватора. Он входит в группу Островов Общества, и является самым большим
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА

центральная африкапричерноморьецивилизации балтиицентральная европа
юго-восточная азияанатолиясеверная америкаханаан
центральная азиязападная европабалканыэгейское море
карибский бассейнполинезиябританиязападная африки
аравияиндийский океансеверная африкагималаи
ионическое морезакавказьесеверная европаапеннины
ближний востокиранюжная африкасеверная индия
месопотамияюжная америкаавстралиявосточная азии
народа севераюжная индиямикронезиямезоамерика
макаронезиямеланезиявосточная африкамифические цивилизации
западное средиземноморьедопотопные цивилизации

остров Таити, снимок со спутника из космоса




мараэ и статуи тики на острове Таити, Полинезия


знаменитые пляжи с черным песком острова Таити


таитянское боевое каноэ


Помаре IV - королева острова Таити 1827-1877 гг.


мятеж на "Баунти"


руины мараэ Арахураху, остров Таити


Папеэте - столица Французской Полинезии, расположенная на острове Таити


закат солнца на острове Таити, Полинезия


расположение острова Таити на мировой карте


Полинезийский остров Таити находится в центральной части Тихого океана, к северу от экватора. Он входит в группу Островов Общества, и является самым большим по площади в составе архипелага. Столица Таити, город Папеэте, относится к самым крупным населённым пунктам во всей Океании и здесь расположен административный центр Французской Полинезии.
FBreader СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КНИГ СТАТЕЙ скачать




История Таити, как впрочем, и других островов Полинезии, полна загадок и изобилует белыми пятнами, а заполнить эту пустоту, сейчас, к большому сожалению, нет никакой возможности. Вряд ли, такая возможность появится и в будущем, ведь все что ныне зовётся древней историей Полинезии, построено либо на неоднозначных версиях учёных, погрязших в спорах, либо на устной традиции самих островитян, что ни подтвердить, ни опровергнуть, также не представляется возможным.

Одна из наибольших загадок, это история заселения Полинезии, точнее, теория, потому как, историей, мы обычно называем научно установленный факт, а в данном случае, не то что фактов, но и официальной версии, которую бы поддерживало большинство, просто не существует. Поэтому вполне целесообразно будет назвать это "проблемой”, как наиболее подходящим термином в данном вопросе, ведь даже основная версия о заселении Полинезии с Азии, имеет массу несогласованных направлений, между теми, кто её поддерживает.

Впервые, Азиатская теория была высказана Александром фон Гумбольдтом, одним из самых авторитетных естествоиспытателей XIX века. Она основывалась, прежде всего, на неопровержимом сходстве полинезийских и индонезийских языков, что, по мнению учёного, снимало все вопросы. А также на том, что большинство культурных растений и домашних животных Полинезии, имели азиатское происхождение и, следовательно, могли быть завезены только с Юго-Восточной Азии. Кроме того, в значительной степени, в пользу этой теории, говорит явная схожесть материальной культуры народов Азии и Океании, проживающих на огромном пространстве от Гавайских островов до Новой Зеландии. По особенностям их оружия и орудий труда, методам возведения и типу жилищ, характерным чертам лодок и гончарных изделий, нетрудно установить, что все эти народы происходили от одного предка. И как полагают Гейне-Гильдерн и профессор Те Ранги Хироа, поддержавшие теорию Гумбольдта, заселение Полинезии началось ещё в начале IV тысячелетия до н.э. и продолжалось на протяжении 2,5 тысяч лет. Правда, по поводу возможной прародины полинезийцев, мнения их кардинально расходятся, как и других исследователей, занимающихся этой проблемой. В числе претендентов значится и Индонезия, и Новая Гвинея и Тайвань и материковая часть Азии, в частности Китай.

Одну из наиболее интересных теорий, выдвинул в середине ХХ в. знаменитый норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал, предположивший, что заселение Полинезии происходило с Южной Америки, с территории современного Перу. Но она была не новой, впервые её высказал испанский монах Хуан де Цунига в 1803 г., раньше чем прозвучала теория Гумбольдта. Версия Хейердала основывалась преимущественно, на устной традиции полинезийских и андских народов. Он сравнил легенду, услышанную им на острове Фату-Хиве, о предке полинезийцев по имени Тики, приплывшем со своим народом с большого континента и легенды южноамериканских индейцев. В сказаниях народа чиму, проживавшего в Перу, говорится о том, что когда их страну завоевали инки, их император Фальенписан, вместе со всем народом погрузился на бальсовые плоты и уплыл далеко на запад. Легенды самих инков, рассказывают о белом бородатом человеке, которого они почитали как бога и тоже уплывшего на запад, но самое интересное, что звали его Кон-Тики Виракоча.

Кроме устных, Хейердал нашёл и некоторые материальные подтверждения своей теории, такие как гигантское изваяние на острове Хива-Оа, имеющее поразительное сходство с подобными ему статуями цивилизации Тиуанако. Он проводил многочисленные археологические раскопки на островах Полинезии, в результате чего, нашёл и другие артефакты имеющие американское происхождение. А в 1947 г. с группой единомышленников совершил своё знаменитое плавание на бальсовом плоту "Кон-Тики” от побережья Перу до полинезийского острова Рароиа, доказавшее практическую возможность его теории.

Стоит отметить, что в конце прошлого века появилась и третья сторона, это так называемые, сторонники компромисса, твердящие, что обе версии верны и заселение происходило и с Азии и с Америки. Учитывая материальные подтверждения, найденные на островах Полинезии, и антропологические особенности самих полинезийцев, чей облик имеет характерные черты и австралоидной и монголоидной и даже европеоидной расы, похоже, что именно эта версия ближе всего к истине. Что примечательно, в последнее время, к этому начали склоняться даже многие сторонники противоположных взглядов, но как бы там ни было, вопрос остаётся открытым и по сегодняшний день.

Собственно, для самого Таити, вопрос этот не столь актуален, по той простой причине, что Острова Общества, по мнению большинства исследователей, заселялись одними из последних выходцами с близлежащих Тонга и Самоа, между 300 г. до н. э. и 300 г. н. э. Как считается, этой миграции предшествовал острый конфликт, заставивший часть населения отплыть на восток в поисках новых земель, пригодных для проживания. Расселившись на Таити, они разделись на множество вождеств, окончательно сложившихся, как отдельные политические объединения в период с 800 по 1400 годы. Построены они были исключительно на родоплеменной основе, что для полинезийцев было характерной чертой на протяжении почти всей их истории.

Все представители этих объединений, состоящих, как правило, из 2-3 деревень, были связанны между собой кровными узами и не имели чёткой социальной структуры, положение членов племени определялось степенью родства. Каждая деревня "ахупуаа” имела своего вождя "хале”, подчинявшегося верховному вождю "хаку”, бывшему главой всего племени или округа "моку”, но хотя для соплеменников он был фигурой священной, всей полнотой власти всё же не обладал. Куда большее значение в этом имели старейшины, жрецы "кахуна нуи” и советники "калаимоку”, с которыми вожди вынуждены были согласовывать любые действия и все решения принимались сообща. Старейшины могли возводить или свергать вождей, назначать их преемников, сам же вождь мог передать "власть” по наследству только с их одобрения и был скорее духовным лидером, нежели политическим.

По всему острову племена полинезийцев строили "мараэ" – культовые сооружения, представляющие собой большие камни "аху”, установленные вертикально в центре расчищенной площадки прямоугольной формы. Внутреннее пространство, окружённое каменным или деревянным палисадом, было вымощено булыжниками, а иногда возводились сооружения с пятиступенчатыми террасами "паэпаэ”. Это были священные места, вокруг которых сосредотачивалась вся духовная, социальная и политическая жизнь островитян, а также проходила коронация, заключались союзы и проходили другие, важные для общества процессы. Сами мараэ подразделялись на большие и малые, в центре больших, как правило, устанавливали идола, вырезанного из железного дерева, малые же, обычно не имели даже палисада и выглядели нагромождением камней. С приходом на Таити в XVIII-XIX вв. европейских миссионеров и принятия полинезийцами христианства, большинство мараэ было разрушено, но некоторые из них, такие например, как мараэ Махаиатеа, наибольший из когда-либо построенных на острове, сохранились до наших дней.

Все деревни таитян, на начальном этапе колонизации, строились исключительно в прибрежных районах, внутренняя часть острова была почти совершенно не заселена и оставалась во власти джунглей вплоть до ХV века. Несмотря на то, что полинезийцы были земледельческим народом, это никогда не было их основным занятием, в большинстве, ими культивировалось хлебное дерево, кокосовые пальмы, таро, сахарный тростник и батат – культуры, не требовавшие особого ухода. Вся их жизнь и традиционный уклад были связаны с морем, дававшим им основные продукты питания, и чьи просторы они бороздили на протяжении многих веков, на своих длинных каноэ "аутригерах”, занимаясь торговлей с другими островами. Полинезийцы были очень искусными мореходами, именно эти навыки и позволили им заселить огромные тихоокеанские просторы, известно, что они совершали длительные торговые экспедиции, добираясь вплоть до берегов Новой Гвинеи.

К XIV в. численность населения таитянских вождеств значительно возросла, и, по мнению ряда исследователей, могла достигать нескольких сот тысяч человек в пределах всего острова. Началось стремительное продвижение во внутренние районы, сопровождавшееся тотальной вырубкой лесов, что повлекло за собой неотвратимые процессы эрозии почв и обеднения плодородных грунтов. В условиях нехватки пригодных для проживания земель, началась жёсткая конкуренция между отдельными регионами за контроль над территориями острова и его природными ресурсами. Всё это вылилось в череду кровопролитных столкновений, которые, начиная с XV в. приняли массовый и систематический характер, жестокой и бескомпромиссной борьбы. В этот период, значительно возросла роль вождей и их влияние на политическую жизнь общин, дававшее им фактически неограниченную власть, что подталкивало их к расширению и укреплению владений. Таким образом, войны между племенами, растянувшиеся на века, породили тотальный конфликт "всех против всех” закончившейся только в конце XVIII в. после объединения Таити под властью одного короля.

Этому в немалой степени способствовали европейцы, появившиеся на острове как раз в тот период, когда межплеменная вражда достигла своей кульминации. Первыми европейцами, высадившимся на Таити в 1606 г. были испанцы под руководством португальского мореплавателя Педро Фернандеса де Кироса. В 1767 г., в ходе своей кругосветной экспедиции на судне "HMS Dolphin", сюда добрался британский мореплаватель Сэмюэль Уоллис, он объявил остров собственностью Великобритании и назвал его Островом короля Георга в честь короля Георга III. Это не оказало заметного влияния на островитян, за исключением того, что в тот момент они познакомились с европейским оружием и тогда же, поняли всю его ценность для себя. В 1774 г. к берегам Таити вынужденно подошли британские корабли "Эдвенчур" и "Резолюшн" под руководством начальника экспедиции Джеймса Кука с целью пополнения запасов еды, в том числе большого количества свежих фруктов для излечения команды от обострившегося заболевания цингой. В 1788 г. на Таити высадился Уильям Блай, прибывший за саженцами хлебного дерева для плантаций Вест Индии. Экипаж британского экспедиционного судна "Баунти” был радушно встречен местными жителями, предложившими им пищу, кров, женщин и всё что бы они ни пожелали, всячески пытаясь завоевать их доверие и дружеское расположение. И дело было не в миролюбии и исключительном гостеприимстве островитян, хотя этого они были не лишены, а больше в стратегии хитрого вождя Помаре, пытавшегося использовать европейцев в войне со своими противниками. Но Блай отказался вмешиваться в межплеменную рознь и в начале 1788 г. отплыл в Вест Индию. Спустя 3 недели, на "Баунти” вспыхнул мятеж, капитана и 18 матросов высади на шлюпке посреди океана, а мятежный экипаж во главе с Кристианом Флетчером вернулся на Таити. Ловкий план Помаре сработал. Это, на первый взгляд, незаурядное событие, сыграло решающую роль в истории Таити и судьбе хитрого вождя области Тефана, или как её ещё называют Паре.

Тоухе, принявший имя Помаре, был правителем одного из 7 таитянских племенных объединений, причём, далеко не самого крупного и могущественного. К моменту прибытия на остров Уильяма Блая, он находился в отчаянном положении - благодаря своим имперским амбициям и беспринципности, за 10 лет правления ему удалось настроить против себя остальных вождей, объединившихся для борьбы с ним. Вернувшийся на Таити, мятежный экипаж "Баунти” согласился помочь Помаре в борьбе с его врагами, и хотя их было всего 16 человек (часть команды во главе с Флетчером отплыла на остров Питкерн) наличие огнестрельного оружия стало решающим фактором. В том же 1788 г. вождь Паре объявил себя королём Таити Помаре I, после победы над своим главным противником, вождём Эймео Махине. Но до окончательной победы было ещё далеко, и яростные сражения продолжались до 1790 г. когда Эймео был полностью разбит в области Атахуру, ставшей его последним оплотом. Важнейшим событием при этом, стал захват мароруа, представлявшего собой, всего лишь пояс из красных перьев, но имевший огромное значение для таитян, как символ верховной власти. И только после этого, остальные вожди, бывшие союзниками Эймео, покорились и признали его как короля. Но полное объединение Таити завершилось только в 1797 г. после завоевания областей Нуи и Ити, и соседних островов Тетуароа, Мотеа и Эймео ставшего резиденцией короля. Что же касается матросов с Баунти, оказавших ему неоценимую услугу, с ними он поступил в высшей степени неблагородно, выдав всех капитану Эдвардсу, прибывшему на Таити в 1791 г. для их ареста.

Ставший правителем Таити после смерти его первого короля в 1803 г., Помаре II, как и отец делал ставку на европейцев, в его случае это были члены Лондонского миссионерского общества, обосновавшиеся на острове в 1797 г. С первых дней правления нового короля, они развернули среди островитян широкую миссионерскую деятельность, направленную на полное искоренение язычества. Это вызвало волну возмущения и бурный протест местного населения, не желавшего принимать христианство и отрекаться от традиционных верований и своих богов. К тому же, в этот период, жители острова начали умирать от завезённых европейцами болезней, не имея к ним иммунитета, поэтому процент смертности был довольно высок. И в этом, они в первую очередь винили христианского бога, его слуг-миссионеров и короля, ставшего для них столь же чужим, как и белые пришельцы. В 1808 г. на Таити вспыхнуло восстание возглавленное вождями, жаждавшими вернуть себе влияние и старые порядки, они использовали народных гнев как средство достижения своих целей и добились ощутимых результатов. В конце декабря Помаре II, его сторонники и миссионеры вынуждены были бежать на близлежащий остров Муреа, где они оставались в течение нескольких месяцев.

После того как Помаре II при содействии миссионеров получил помощь от европейцев, преимущественно в виде огнестрельного оружия, он вернулся на Таити в конце 1810 г. и одержал несколько побед над противниками. Но мятежные вожди, имея поддержку широких слоёв населения, продолжали сопротивление до 1811 г., а окончательно подавить их мятеж удалось лишь в 1815 г. и только после этого Помаре II стал полноправным хозяином не только Таити, но и всего архипелага и Подветренных островов. После этого началось масштабное преобразование жизни таитян по европейскому образцу, которым руководили вездесущие миссионеры, заставлявшие всех носить одежду, прививали европейские ценности, мораль и модель поведения. В 1819 г. Помаре II официально принял христианство, объявленное вскоре государственной религией, после чего на острове были уничтожены почти все мараэ. В том же году король принял первый свод законов Таити, известный сейчас как "Уложения Помаре”, написанный, конечно же, под диктовку европейцев, по сути, ставивший вне закона традиционный образ жизни. В 1821 г. первый таитянский король-самодержец, имевший непомерную тягу к спиртному, умер от цирроза печени.

Его наследнику, Помаре III на тот момент было всего 1,5 года, регентшей стала его мать Теремоемое, хотя в действительности, реальными правителями Таити, как и при отце юного короля, были всё те же миссионеры. Особенно очевидным это стало, когда они объявили 5-летнего ребёнка совершеннолетним и короновали его 21 мая 1824 года. Чтобы хоть как-то спасти положение и ограничить действия европейских хищников, представители местной знати созвали 23 февраля 1825 года Законодательное Собрание Таити, ставшее первым таитянским парламентом. Мечтавшие править от имени малолетнего короля миссионеры, потерпели неудачу, окончательно все их планы рухнули в 1827 г. когда Помаре III неожиданно умер от дизентерии.

После его смерти, при регентстве Ариипаи королевой стала 14-летняя Аимата Помаре Вахине-о-Пунуатераитуа, принявшая имя Помаре IV. Юная королева, несмотря на свой возраст была сильной личностью и не проявляла ни интереса, ни уважения к христианству, оказывала всестороннюю поддержку последователям старых культов и сектантам мамаиа, занималась традиционными танцами и пением. Советниками-миссионерами, Помаре IV воспринималась как временная королева и они, стиснув зубы, терпели "непристойное поведение”, однако, как и в случае с её предшественником, они просчитались – королева сохраняла власть на протяжении 50 лет, до самой смерти. В течение первых 15 лет правления, благодаря ловким политическим манёврам она присоединила Острова Острал и Раиатеа, а несколько позже Бора-Бора. В 1830 г. на Таити началась борьба между британскими и французскими миссионерами за влияние, победителями из которой вышли французы, в 1838 г. изгнавшие англичан с острова. С этого момента, началось французское засилье во всех властных структурах Таити, закончившееся тем, что в 1842 г. адмирал Дюпети Туар убедил Помаре IV перейти под протекторат Франции, обещая ей сохранить широкую автономию острова. Но договор этот был пустой формальностью, тем более что Дюпети Туар не имел полномочий на его подписание. Против фактической оккупации в 1842 г. вспыхнуло восстание таитян, но на его подавление были брошены регулярные войска, действовавшие крайне жестоко и залившие остров кровью несогласных. Французы вели себя грубо и бесцеремонно, в 1843 г. они арестовали главного советника королевы Джорджа Притчарда, а в 1844 г. Помаре IV покинула Таити и бежала на остров Раиатеа. В 1847 г. французские власти фактически заставили её вернуться и подписать новый договор, признававший верховную власть королевы, но в значительно урезанном виде. Последние 30 лет её "правления” прошли под диктовку из Парижа, а сама Помаре IV была более пленницей, чем королевой.

После её смерти в 1877 г. королём стал Помаре V, но уже спустя 3 года, 29 июля 1880 года он добровольно сложил с себя корону Таити и передал власть французской администрации. Ему назначили пенсию, оставили королевский дворец, где он потихоньку спивался, пока не умер в горячке в 1891 году. Таити же, 30 декабря 1880 года официально стал французской колонией, и остаётся Заморским владением Франции и по сегодняшний день.


Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru
При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА НАШ ПОРТАЛ И ВСТАВИТЬ СЕБЕ НА САЙТ

Искать материалы на тему

полинезийцы, Океания, Полинезия, Тур_Хейердал, Папеэте, Французская_Полинезия, мараэ, Таити

Категория материала:

полинезия

Просмотров материала:

408

Дата добавления материала

09.07.2016, 16:09

КОММЕНТАРИИ

комментарии пользователей
avatar


Мобильная версия сайта
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
легкая версия


Гость
профиль настроить
сообщения 
регистрация
вход выход


ВИДЕО МУЗЫКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ЦИТАТНИК

МАТЕРИАЛЫ
ЦИВИЛОПЕДИЯ93
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОТКРЫТИЙ49
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ КОСМОСА169
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД2
ЗАГАДКИ КОСМОСА
ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СЛЕДЫ БОГОВ
21
ВИДЕО МУЗЫКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ19

НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ КОСМОСА
Найдена древняя эфиопская мечеть
Обнаружен сервиз 15 столетия

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ЗАГАДКИ КОСМОСА ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СЛЕДЫ БОГОВ
Машинная обработка камней в древности, пропилы на камнях

ЦИВИЛОПЕДИЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОТКРЫТИЙ
Антикитерский механизм
Багдадская батарейка

ТЕМЫ ФОРУМА
Найдена древняя эфиопская мечеть
Обнаружен сервиз 15 столетия

ОПРОС

Какая цивилизация самая великая?

СТАТИСТИКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Онлайн 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 


ТЕГИ
ANCIENTCIVS.RU 2015 дизайн контент сайта являются уникальными защищены авторским правом. Скопировав материал - обратная ссылка обязательна!