ТАЙНЫ ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

РЕГИОНЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Затерянные ГОРОДА
Загадки ПЛЕМЕН Мира
ЭГЕЙСКИЕ Цивилизации
Цивилизации АНАТОЛИИ
Цивилизации АВСТРАЛИИ
Цивилизации ПОЛИНЕЗИИ
Цивилизации МЕЛАНЕЗИИ
ВНЕЗЕМНЫЕ Цивилизации
История КАМЕННОГО ВЕКА
Цивилизации ЗАКАВКАЗЬЯ
БАЛКАНСКИЕ Цивилизации
ХАНААНСКИЕ Цивилизации
ДОПОТОПНЫЕ Цивилизации
Цивилизации МЕЖДУРЕЧЬЯ
Цивилизации МИКРОНЕЗИИ
МИФИЧЕСКИЕ Цивилизации
ГИМАЛАЙСКИЕ Цивилизации
НЕИЗВЕСТНЫЕ Цивилизации
АПЕННИНСКИЕ Цивилизации
Цивилизации МАКАРОНЕЗИИ
Цивилизации МЕЗОАМЕРИКИ
Цивилизации ЮЖНОЙ ИНДИИ
Народы СЕВЕРА ЗАПОЛЯРЬЯ
Цивилизации ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
Цивилизации ЮЖНОЙ АФРИКИ
Цивилизации ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Древняя РУСЬ и народы СИБИРИ
Цивилизации ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Загадки КАРИБСКОГО БАССЕЙНА
Цивилизации ДРЕВНЕГО ИРАНА
Цивилизации ДРЕВНЕЙ АРАВИИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ ИНДИИ 
История загадки АНТАРКТИДЫ
Цивилизации народы БАЛТИИ
Цивилизации ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации ЗАПАДНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Цивилизации БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Цивилизации ИОНИЧЕСКОГО МОРЯ
Цивилизации ДРЕВНЕЙ БРИТАНИИ
Цивилизации ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
История ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВОВ
Цивилизации ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА
Цивилизации ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

южная африка - Порт Софала

Порт Софала, находящийся на побережье Мозамбика, сыграл в истории Восточной Африки важнейшую и в то же время, во многом трагическую роль
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА

центральная африкапричерноморьецивилизации балтиицентральная европа
юго-восточная азияанатолиясеверная америкаханаан
центральная азиязападная европабалканыэгейское море
карибский бассейнполинезиябританиязападная африки
аравияиндийский океансеверная африкагималаи
ионическое морезакавказьесеверная европаапеннины
ближний востокиранюжная африкасеверная индия
месопотамияюжная америкаавстралиявосточная азии
народа севераюжная индиямикронезиямезоамерика
макаронезиямеланезиявосточная африкамифические цивилизации
западное средиземноморьедопотопные цивилизации

порт Софала




Франсишку ди Алмейда


Перу да Ковильян


Афонсу ди Албукерки


португальская каракка или нау, XV в.


Васко да Гама






Порт Софала, находящийся на побережье Мозамбика, сыграл в истории Восточной Африки важнейшую и в то же время, во многом трагическую роль. Его без преувеличения можно назвать вратами, сквозь которые в восточные регионы "Чёрного континента" проникало всё зло, таившееся в "цивилизованном” мире, неведомое прежде туземным народам. Сначала это были лишь мирные торговцы, открывшие восточное побережье Африки почти на тысячу лет раньше западного, благодаря чему, населявшие этот регион племена банту, получили неоценимые знания от пришельцев.
FBreader СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КНИГ СТАТЕЙ скачать




С одной стороны, контакты с арабами и другими народами населявшими бассейн Индийского океана, оказали сильнейшее влияние на туземные народы, в конечном итоге основательно обогатившее их культуру. Но вместе с тем, неравноценная торговля, высасывавшая драгоценные африканские ресурсы, на которой собственно и строились все эти взаимоотношения, порождала алчность, конкуренцию и чувство исключительной собственности, совершенно чуждые туземным народам. Вслед за торговцами пришли миссионеры, нёсшие не слово Божие заблудшим душам, а раздор, вражду и ненависть к себе подобным, а посеянные ими семена всего этого, давали щедрые всходы. И наконец, в завершение, через широко распахнутые врата Софалы в эту часть Африки хлынули работорговцы и колонизаторы, поделившие её между собой и превратившие в сырьевые придатки европейских государств. 

Нельзя конечно, говоря о Софале, представлять всё в столь мрачных тонах, благодаря ей, народы этого региона Африки получили развитие и процветание, равных которым никогда не знали народы в других частях континента. Здесь рождались великие государства и даже империи, с довольно высоким уровнем культуры, здесь же зарождались первые признаки национального единства и самосознания. А сами народы этого побережья всегда отличались отсутствием рабского мышления, благодаря прогрессивным идеям, проникавшим с просвещённых стран Востока, параллельно с тьмой, невежеством и жестокостью Западного мира.

Арабские и персидские торговцы начали проникать далеко на юг, вдоль побережья Восточной Африки ещё в VI в., но это имело периодический и неорганизованный характер. Только на рубеже VII-VIII вв. экспедиции арабов стали систематическими, и связано это было с тем, что этим регионом заинтересовались также и торговцы из Индии и Китая, ставшие всё чаще его посещать. Упустить торговлю с туземными народами банту, проживавшими вблизи Мозамбикского пролива, купцы из Маската и Эль-Мукаллы просто не могли себе позволить, потому, как она приносила им баснословные доходы. Драгоценные металлы и ценные шкуры, высоко ценившиеся на Востоке не меньше самого золота, обменянные на всякие безделушки на рынках Аравии, превращались в реки звонких динаров, поэтому значение восточноафриканского побережья становилось слишком высоко, чтобы им можно было пренебрегать.

Торговля эта, естественно была меновой и, что интересно, обе стороны поначалу не вступали в прямой контакт, а происходило это так: туземцы строили на берегу опознавательные знаки, состоящие из груды камней, завидев проплывающие дау, они оставляли возле них золото, слоновую кость и прятались, арабы высадившись, клали рядом металлические, керамические или стеклянные изделия и тоже удалялись на свои корабли. Банту возвращались под покровом темноты, осматривали предложенную плату и если считали её справедливой, забирали, если нет, ждали нового предложения и так пока сделка не состоится. Следует отметить их исключительную честность - они никогда ничего не трогали, не расплатившись, и никогда не занимались воровством.

Начиная с VIII в. в местах этого странного торга, арабы начали строить свои фактории, одну из них, они основали в удобной гавани, в устье реки Софала, примерно в 752 г., Впоследствии она и станет самым большим и самым старым портом в Южном полушарии. С возникновением этой фактории тесно связано возвышение народа каранга (шона), создавшего, благодаря торговле с арабами, самое значительное государство на территории Южной и Юго-Восточной Африки, известное сейчас как Мономотапа. С народом каранга арабы познакомились в самом начале Х в., хотя считается, что это произошло гораздо раньше, во всяком случае, упоминание "о стране богатой золотом, лежащей далеко к западу от побережья”, Фадл ибн Фадлан ас-Сафи впервые оставил в 915 или 920 г. Туземцы не имели выхода к Мозамбикскому проливу и для того, чтобы продать свои товары, им приходилось преодолевать немалое расстояние, сплавляясь вниз по течению Софалы на плотах. К концу Х в. каранга продавали уже в достаточно больших объёмах золото, серебро, медь, слоновую кость и шкуры животных, а взамен предпочитали брать металлические изделия, особенно оружие и орудия труда. Позже, когда научились изготавливать их сами, отдавали предпочтение изделиям из стекла.

В течение XI в. многие арабы осели на побережье Восточной Африки и создали ряд городов, превратившихся вскоре в города-государства, среди них была и Килва-Кисивани, баснословно разбогатевшая на торговле с народами банту. В XII в. Килва из небольшого поселения, основанного купцом из Персии, Али бин Аль-Хасаном, стала султанатом, правители которого за полстолетия захватили Занзибар, Малинди, Момбасу, Мафию, Пембу и Коморы. Султанат занимал огромную территорию: прибрежную линию от реки Тана на севере, до реки Замбези на юге, и внутренние районы на всём протяжении от озера Виктория до северных границ Мономотапы. Привлечённый на юг рассказами о несметных богатствах Софалы, султан Килвы Аль-Хасан ибн Сулейман захватил порт в 1335 г., вытеснив оттуда купцов из Омана.

Однако очень скоро стало ясно, что сама Софала не имеет смысла, без сотрудничества с правителями Мономотапы, контролировавшими всю торговлю в регионе и поставлявшими около 85% всего золота, добытого в Юго-Восточной Африке. Чтобы добиться их расположения, султанам Килвы пришлось признать себя вассалами мвене мутапа, правда только на словах, торговать на их условиях и отдавать 10% доходов всех рынков, расположенных южнее Замбези. Эти условия до поры устраивали обе стороны, но в середине XV в. между партнёрами возник конфликт, что было вызвано стремлением и Килвы и Мономотапы безраздельно властвовать над Софалой. Раскол начался после того, как новый мвене мутапа Ньятсимба Мутота, начал расширять территорию государства вокруг Большого Зимбабве, после чего, рынки Софалы пополнились новым, специфическим товаром – рабами. Не зная их реальной стоимости, каранга продавали рабов очень дёшево, для арабов, это стало прямо-таки золотой жилой и, желая полностью подчинить торговлю в порту своим интересам, султаны Килвы закрыли доступ к нему купцам из Азии и Персидского залива. В ответ на это, Матопе Ньянхехве Мутаваре захватил Китеве и Маданду, подвластные Килве а в 1460 г. и саму Софалу.

Захватив порт, каранга не стали полностью вытеснять с него арабов, мвене мутапа понимал, что обойтись без них он не сможет, вместо этого он обязал султана пропускать все торговые суда, а выходцы из Килвы, за право торговать в Софале должны были платить вдвое больше чем прежде. Конфликт этим не был исчерпан, но разрядила обстановку третья сторона – европейцы искавшие путь в Индию. Первым был португалец Перу да Ковильян, попаший в Мозамбик в 1489 г. в поисках земли мифического пресвитера Иоанна. В 1497 г. на побережье высадился Васко да Гама, его не интересовали африканские земли, но, тем не менее, в своём судовом журнале он упомянул очень удобную гавань, где велась оживлённая торговля между туземцами, маврами и индийцами. Король Мануэл I, прочитавший отчёт о плавании да Гама, очень заинтересовался этой частью и заявил о своём решении колонизировать побережье Восточной Африки, хотя все его мысли занимало Малабарское побережье и вряд ли, он сам ещё понимал всю значимость этого шага.

Вторжение португальцев на побережье Восточной Африки началось уже в 1502 г. руководил им Васко да Гама, совершавший второе плавание в Индию и попутно захватывавший прибрежные арабские города на пути следования. В 1505 г. Алмейда захватил Софалу, а продвигаясь вдоль побережья на север, вместе с Албукерки и большинство городов принадлежавших Килве. По причине своей малочисленности, португальцы не могли контролировать всю береговую линию, поэтому колонизация их была точечной, она включала важнейшие портовые города, не связанные сухопутным сообщением. В них они строили форты и обустраивали гавани для своих кораблей, но нигде этому не уделялось столько внимания, как в Софале, где была основана первая португальская колония на восточноафриканском побережье. Построенный арабами порт значительно расширили, настолько, что он смог вместить более сотни кораблей. Для контроля над гаванью, на острове в устье реки Софала построили мощный форт, причём камень для его строительства везли за сотни миль.

Более 10 лет Софала оставалась лишь важнейшим портом для торгового флота на пути в Ост-Индию и обратно, торговля с Мономотапой не велась, более того, о её существовании португальцы даже не подозревали. Только после того как в 1515 г. пала Килва, от её жителей Албукерки узнал о "золотой стране”, лежащей к западу от Софалы. Примерно в то же время, Антониу Фернандиш совершил несколько экспедиций вглубь континента и даже был принят мвене мутапой Какуйо Комуньякой. Но делал он это по собственной инициативе, поэтому вернувшись в Софалу, получил строгий выговор за самодеятельность от капитана Кристована де Тавора. Предложение Фернандиша выступить посредником в переговорах с мвене мутапой, о налаживании торговых отношений, также было отвергнуто капитаном, решившим действовать грубой силой. Он отправил донесение в Лиссабон, с подробным планом захвата золотых рудников Мономотапы, сразу же одобренным королём Мануэлом. В 1517 г. де Тавора вместе с инструкциями получил средства необходимые для организации экспедиции, 70 солдат и широкие полномочия, но планы капитана Софалы остались неосуществимыми.

Наладить торговые отношения с Мономотапой долгое время не удавалось, лишь после того, как португальцы в 1532-1534 гг. основали форты-фактории Тете и Сене на реке Замбези, началась вялая торговля, но от неё Софала осталась в стороне. Золотые реки, потекли в порт лишь благодаря Антониу Канаду, завязавшего с мвене мутапой Чивере Ньясоре тесные дипломатические и торговые отношения. Но на условиях последнего – Софала признавала зависимость от "императора кафров” и обязывалась выплачивать ему 20% дохода фактории в виде дани, а также перевозить товары каранга в Индию. Именно последняя часть договора и стала той золотой рекой – португальцы сильно занижали реальную стоимость перевозимых товаров, попросту обманывая доверчивых туземцев, а при перепродаже их, получали 600-700, а то и 1000% прибыли. Формально они выступали лишь в роли перевозчиков и в виде оплаты брали определённый процент от прибыли, а в действительности возвращали каранга не более 10%, а остальное оставляли себе. Таким образом, своим богатством и благополучием Софала была обязана бессовестному обману и недобросовестности европейских торговцев.

После двух неудачных для португальцев походов в Мономотапу, с целью захвата золотоносных рудников Маники и Чикоа в 1569-1574 гг., дипломатические и торговые отношения между туземцами и европейцами надолго прервались. Софала практически лишилась всех своих доходов, но ситуация для неё стала и вовсе катастрофической после захвата Португалии Испанией, заботившейся лишь о собственных колониях в Новом Свете. После этого, большая часть португальского торгового флота была переброшена испанской администрацией с Индийского океана в Атлантический. Лишившись большинства судов, португальская торговая империя начала умирать, этим воспользовались голландцы, а после и англичане, захватившие почти все её колонии и рынки в Ост-Индии. Параллельно с этим, из под их владычества освободилось большинство арабских портовых городов, изгнавших португальцев с помощью султанов Маската, в результате чего, к концу XVII в. под их властью осталась лишь небольшая часть побережья от острова Мозамбик на севере, до устья Замбези на юге.

Софала в этот период постоянно переходила из рук в руки, её захватывали то голландцы, то англичане, то ненадолго возвращали португальцы, утвердившиеся в ней лишь в 1720 г. К этому времени, торговля их было окончательно подорвана, а сама Португалия, будучи ослабленной и обескровленной постоянными войнами, потеряла остатки авторитета и становилась одной из самых отсталых стран Европы. По сути, возвращение Софалы не имело уже никакого смысла, торговля через неё приносила ничтожный доход, порт так же потерял своё значение, к тому времени ведущая роль окончательно отошла к Илья-де-Мозамбик. Чтобы хоть как то оправдать усилия, потраченные на её возвращение, содержание порта и получить доход, португальцы начали массово вырубать прибрежные леса в районе гавани. Такая бесхозяйственность в скором времени привела к тому, что частые оползни совершенно засорили акваторию, всё более превращая некогда глубоководный порт в песчаную отмель. Некоторое оживление наметилось в Софале в 1810-1826 гг., когда начался широкомасштабный вывоз рабов из Мозамбика в Бразилию. Но кажущиеся возрождение так и не состоялось из-за обмеления и к середине XIX в. порт стал совершенно несудоходным.



Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru
При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА НАШ ПОРТАЛ И ВСТАВИТЬ СЕБЕ НА САЙТ

Искать материалы на тему

Порт_Софала, Мозамбик, Южная_Африка, Софала, Банту, португальцы, арабы, Мономотапа

Категория материала:

южная африка

Просмотров материала:

376

Дата добавления материала

28.07.2016, 12:54

КОММЕНТАРИИ

комментарии пользователей
avatar


Мобильная версия сайта
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
легкая версия


Гость
профиль настроить
сообщения 
регистрация
вход выход


ВИДЕО МУЗЫКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ЦИТАТНИК

МАТЕРИАЛЫ
ЦИВИЛОПЕДИЯ93
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОТКРЫТИЙ49
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ КОСМОСА169
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД2
ЗАГАДКИ КОСМОСА
ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СЛЕДЫ БОГОВ
21
ВИДЕО МУЗЫКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ19

НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ КОСМОСА
Найдена древняя эфиопская мечеть
Обнаружен сервиз 15 столетия

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ЗАГАДКИ КОСМОСА ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СЛЕДЫ БОГОВ
Машинная обработка камней в древности, пропилы на камнях

ЦИВИЛОПЕДИЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОТКРЫТИЙ
Антикитерский механизм
Багдадская батарейка

ТЕМЫ ФОРУМА
Найдена древняя эфиопская мечеть
Обнаружен сервиз 15 столетия

ОПРОС

Какая цивилизация самая великая?

СТАТИСТИКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Онлайн 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 


ТЕГИ
ANCIENTCIVS.RU 2015 дизайн контент сайта являются уникальными защищены авторским правом. Скопировав материал - обратная ссылка обязательна!