ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК

Микенская цивилизация

«Микенская цивилизация занимает нишу позднеэлладского периода Греции. Этот период времени принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра материковой Греции - Микен, города расположенного в Арголиде. Несмотря на то что учёным известны временные рамки её существования — XVI–XI вв. до н. э., вопросы о рождении одной из главенствующих культур греческой страны до сих пор остаются открытыми.»
С одной стороны, нет ни одного подтверждения тому, что время становления микенской цивилизации было для народа созидательным. Если обратиться к раскопкам, можно узнать, что греки жили довольно однообразно и очень бедно. Вещи, найденные в могилах, не могут свидетельствовать о расцвете древнего искусства в это время. Посуда была простой, драгоценные камни встречались в могилах очень редко. С другой стороны, именно в эту предмикенскую эпоху на греческой земле происходили большие изменения, которые принесли с собой европеизацию на Балканский полуостров

Историкам доподлинно неизвестно какой именно вклад в развитие микенской цивилизации внесли греки. Ведь все те признаки, которые учёные относили к греческому народу, при тщательном рассмотрении могут причисляться и к догреческим этническим обществам. Помимо этого, у археологов нет доказательств того, что эллины, обособившись на Балканском полуострове, составляли способный к цивилизованной жизни этнос. Ведь народ, пришедший на новые земли, с лёгкостью мог перенять привычки аборигенов. Так или иначе, микенская цивилизация — это совокупность ахейского и минойского этносов.

Становление цивилизации

Современные учёные установили, что в период микенской цивилизации в Греции проживали так называемые прагреки. В их число входили древние племена: дорийцы, ахейцы, ионийцы, эолийцы. Самые древние из них — ахейцы — положили начало микенской эпохе. Пришли они на Балканский полуостров, вероятнее всего, с Северного Причерноморья. Продвигаясь всё ближе к греческой земле, ахейцы захватывали территории, которые они называли именем своего племени.

Судя по всему, главную роль в становлении микенской цивилизации играл принцип завоевания земель и получение господства над коренным населением. Это доказывают сохранившиеся поселения, построенные исключительно на возвышенности. Такие крепости строили тогда, когда вели захватническую войну. Они должны были спасти завоевателей от местных племён. Таким образом, в эпоху микенской цивилизации стали складываться сословия, одним из которых была военная знать. Она считалась верхушкой общества и вела очень обособленный образ жизни. Так как война была основным занятием народов, пытавшихся обжить просторы Греции, то большую популярность в прагреческих племенах получили колесницы и лошади. Уже в XVI в. до н. э., то есть в начале микенской эпохи, воины-аристократы с этим боевым арсеналом стали главной силой дружин.

Захватив Грецию, ахейцы не сразу поняли, что их место обитания пригодно для торговли и мореплавания, поэтому очень долгое время племя вело довольно обособленный образ жизни. Так как греко-ахейцы занимали местность, далёкую от моря, исследователи сделали вывод о том, что основная работа народа заключалась в решении внутриполитических проблем. И только к XVI в. до н. э. ситуация стала меняться, и с наступлением микенской цивилизации страна вышла из состояния изоляции.

После того как Ахейская Греция вышла из тени, она оказалась под влиянием минойской цивилизации. Многие религиозные обряды, живопись, принцип постройки водопровода и канализации, одежда были заимствованы из Крита. Однако, большинство учёных считают, что микенская цивилизация самостоятельна, и несмотря на такие заимствования, она может считаться независимой единицей греческой культуры.

Процесс становления цивилизации в Греции проходил очень тяжело и неоднозначно. В первые века второго тысячелетия можно наблюдать заметное снижение уровня социально-экономической жизни. Несмотря на то что народу было известно о гончарном круге, среднеэлладский период значительно уступает раннеэлладскому. В поселениях этого времени археологи редко находят изделия из меди, зато в каждой могиле находятся орудия из камня и кости. Это говорит о некотором упадке производства в греческом обществе. Дома строились невзрачные, чаще всего из глины, поселения старались строить только на холмах.

Самая известная крепость среднеэлладской эпохи — городище Марти-Дорион, расположенное на горе и обнесённое стеной с пятью проходами. В центре города находилось жилище вождя, включавшее в себя несколько помещений. В самом большом из них обязательно строился очаг-алтарь. Около жилища располагались загоны для скота и мастерские ремесленников. Планировка Марти-Дориона говорит о том, что в то время ещё не были нарушены родовые отношения, даже погребения не дают учёным сомневаться о начале позднего появления социального неравенства в ахейском племени.

Лишь в XVII в. до н. э. социальное положение на Балканском полуострове стало меняться. Во-первых, начала налаживаться экономика, во-вторых, начался некогда прерванный процесс разделения общины на классы. От народа быстро отделилась ахейская аристократия, обособившаяся в цитадели. Богатства переходят в руки знати, в различных районах Греции появляются первые примитивные государственные образования. Так начали складываться предпосылки для формирования новой цивилизации в стране — микенской.

Социально-экономическое положение в период микенской цивилизации

Чтобы воздвигнуть постройки в городе, необходима была подневольная сила. Для этого нужно найти дешёвые рабочие руки и создать сильный государственный аппарат, который следил бы за поставленной целью. Как показывают исследования, правители греческих земель успешно справлялись с этой задачей.

После того как историки смогли расшифровать таблички, найденные в Кноссе и Пилосе, у исследователей появился ещё один очень важный источник информации. Как оказалось, эти таблички содержат в себе информацию о бухгалтерских записях дворцов. Они позволяют учёным воссоздать картину социально-экономической жизни первых греческих городов. Основная информация, которую удалось расшифровать, заключалась в том, что в Греции существовало рабство. В документах можно найти сведения о количестве невольников: на одной из пилосских табличек насчитывается более тысячи женщин и детей, работавших на царскую семью. Помимо царей, рабами владели жрецы и чиновники; илотов могли передать по одному или группами как народу, так и одному владельцу. Трудились невольники на самых тяжёлых видах работы, пополнялись их ряды за счёт торговли и войн. Если подробно изучить документы, можно увидеть, что и сословие подневольных было далеко не однородным. У некоторых рабов был особенный статус, их называли «рабами бога».

Некоторые историки полагают, что рабов в случае смерти хозяина убивали по особому ритуалу, так как на это указывают находки шахтовых гробниц. В ахейскую эпоху очень часто убивали и домашних животных, что, по мнению учёных, не исключает и убийства невольников. Английский историк Цунда в своей книге даже писал о том, что в одном из дромосов было убито сразу 6 человек. Однако не все историки согласны с этой гипотезой. Так, Шлиман считал, что найденные кости относятся к среднеэлладскому периоду, то есть они никак не затрагивают микенскую эпоху.

Помимо рабовладельчества ахейское племя занималось сельским хозяйством, торговлей и развивало ремесло. Жители общин добывали себе хлеб земледелием, огородничеством и садовничеством. Об орудиях труда, используемых при обработке земли, учёным мало что известно. Установлено, что земледельцы использовали серп из бронзы, очень похожий на поломанный нож, крепившийся к рукоятке. Выращивали ахейцы в основном злаковые культуры, с помощью которых они готовили хлеб и корм скоту. К зерну относились очень уважительно, поэтому богатые жители заказывали у ювелиров ожерелье, в которое обязательно вделывался пшеничный колос.

Стоит обратить внимание и на садоводство. Основной садовой культурой являлась маслина. Оливковое масло ближе к XIII в. до н. э. было самым продаваемым продуктом ахейцев. Помимо этого, маслины добавлялись во многие блюда. Если дерево оливы погибало, для земледельца наступал целый траур, ведь уходило много времени и сил, чтобы вырастить плодоносное деревце. Кроме оливы, в период микенской цивилизации в большом количестве выращивали виноград и финики. Ахейский народ был предан культу богини природы, которая, по их мнению, помогала плодородить растениям, потому на посуде часто рисовались плоды деревьев, ветки оливы и винограда.

Скотоводством занимались как в общинах, так и на землях частников. Учёные сделали вывод, что ахейцам было удобнее разводить животных именно в коллективе. Так можно было вырастить и откормить в несколько раз больше голов, что положительно сказывалось на экономике государств. Большим уважением у племён микенской цивилизации пользовался крупный рогатый скот. Его изображали на ювелирных изделиях, лепили фигурки коров на гончарном круге, рисовали быков на вазах.

Торговля начала активно развиваться примерно в XV–XIII вв. до н. э. Заморская коммерция помогала не только продавать товары, но и приобретать нужные вещи из других стран, поэтому в скором времени рынок ахейцев удовлетворял запросам более чем половины жителей Греции. Рынки прагреческих общин были различными. В мелких поселениях продавались товары только для крестьян, в городах, где преобладало большое количество ремесленников, рынок предлагал больший ассортимент. В крупных центрах располагались только серьёзные торговцы, предлагавшие покупателю широкую номенклатуру изделий.

Таким образом, благодаря открытой внешней политике и дешёвой рабочей силе социально-экономическое положение Греции в микенский период улучшалось с каждым веком.

Кто разгадал надписи Кносса

Надписи, которые нашли учёные в XIX веке на Крите (Кносс), бывшего когда-то колыбелью минойской цивилизации, а затем попавшего под власть ахейских греков во времена микенской цивилизации, сегодня можно уже прочитать без запинки.

Первым исследователям долго было непонятно, на каком языке был составлен текст, и очень немногие догадывались, что, скорее всего, надписи имели отношение к греческому написанию. В 1935 г. учёный Эванс опубликовал некоторую часть надписей, которую он добыл в ходе проведения экспедиции на остров. После этого многие историки начали ломать голову над тайной этих табличек. Так, швед Перссон обратил внимание на то, что некоторые знаки критского текста схожи с более поздним кипрским письмом. Как известно, именно на Кипре сохранилось наибольшее количество следов микенской цивилизации. Поэтому Перссон осмелился предположить, что принцип кипрского письма и письма микенской культуры похож: слова отделены вертикальными чёрточками, открытый слог в слове обозначается одним и тем же символом, между согласными располагается гласный звук и др. Шведскому учёному также удалось разгадать значение некоторых знаков, он также указал на то, что не все знаки означают звуки, некоторые из них представляют собой символическое изображение вещей.

Большой вклад в изучение надписей внесла и американка А. Кобер. Она смогла определить падежи некоторых слов, сопоставив их между собой и выделив в каждом похожем слове окончание. Её коллеги, Блиджен и Курониотис, в южном Пелопоннесе произвели раскопки, в ходе которых был найден дворец одного из пилосских владык. В одной из комнат было обнаружено 600 табличек. Так как они были глиняные, то они могли и не дожить до наших дней, но, к счастью историков, дворец был сожжён, благодаря чему все надписи успешно сохранились. Некоторые лингвисты посчитали, что язык этих табличек схож с финикийским, однако эта гипотеза не имела успеха у историков.

Микенская цивилизация пала в XI в. до н. э. Историки связывают упадок и последующее исчезновение микенской культуры с дорийским вторжением, являвшимся массовым переселением дорийцев с севера на Пелопоннес в конце бронзового века и спровоцировавшее движение народов моря. Гибель микенской цивилизации началась ещё в XIII в., когда на неё обрушились первые разрушения и пожары. Начали гореть дворцы, пострадали цитадели и крупные центры Микены и Тиринф. По мнению ряда исследователей, микенская эпоха явилась для Греции «переходным возрастом», ознаменовавшее бурный расцвет страны и её стремительное падение.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация
Микенская цивилизация