ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИюжная африка

Древняя Африка: Мономотапа, Большой Зимбабве

«Империя Мономотапа была мощным государством Древней Африки, просуществовавшее в период с 1430 по 1760 гг. Империя Древней Африки Мономотапа простиралась между Лимпопо и Замбези и доходила до побережья Мозамбика. В истории Древней Африки, империя Мономотапа была преемником королевства Великого Зимбабве, состояла в основном из населения, говорящего на языке Каранг, которое придерживалось традиции каменного строительства Большого Зимбабве
Империя Мономотапа была разделена на столичные, провинциальные и деревенские иерархии, где родственники короля Мунхумутапы были назначены руководителями провинций и деревень. Основной доход в казну империи Мономотапа, приносила торговля золотом. Также жители империи добывали железо, соль закупали у соседей, а одежду производили из хлопка и коры баобаба. На международном уровне золото является основным товаром торговли. Империя Мономотапа обладала монополией на золото, и всякому было запрещено раскрывать местоположение золотых приисков. Если это правило нарушалось, то за этим следовала смертная казнь. Торговля слоновой костью, было еще одним важным торговым звеном, стимулирующим рост Вашамбадзи - Африканского торгового класса, который выступал в качестве посредников между местными рабочими и торговцами суахили и португальцами. Империя перестала существовать, когда португальцы объединились с противниками империи Мономотапы и напали на нее, чтобы заполучить доступ к изобилию минеральных ресурсов, найденных в этом районе.

Большой Зимбабве

На территории современной республики Зимбабве, находятся руины загадочного древнего африканского города, известного под именем Большого Зимбабве, давшего название всей стране. Ничего подобного нет больше нигде на всём Африканском континенте, за исключением его северной части. Археологи, исследовавшие город Африки, с момента его открытия Карлом Маухом в 1871 г. пришли к выводу, что самые ранние постройки относятся к IV в. н. э. и это может говорить о том, что здесь находилась самая древняя африканская цивилизация к югу от Сахары.

Первые исследователи, изучавшие древние развалины, даже не рассматривали версии того, что каменный город мог быть построен одним из местных племён. Для этого, туземное население, казалось им слишком примитивным и неспособным на такие свершения. В связи с этим, сам Маух был уверен, что нашёл библейский Офир, где находились копи царя Соломона, а Теодор Бент называл его легендарной крепостью царицы Савской. Подобные слухи, привлекли в эти края толпы кладоискателей, которые начали буквально по камню разбирать древний город, в результате чего, было варварски разрушено большинство строений. Но ни сокровищ, ни подтверждения версий неафриканского происхождения Большого Зимбабве так и не было найдено.

Впрочем, и сейчас нет однозначного ответа на вопрос – кто же всё-таки построил загадочный город.
Есть несколько версий постройки Большого Зимбабве: Город построили предки народа лемба Профессор Мачива, утверждает, что его построили предки народа лемба, к которому он сам принадлежит. Его утверждение основывается на том, что одна из племенных групп лемба, называли себя товакаре мазим-бабве – "строители Зимбабве”. Это, конечно же, не является материальным подтверждением, а вот их способ погребения усопших, очень схож с древними захоронениями, найденными в районе города. Город построили белые люди По легенде племени каранга, проживающего в окрестностях Большого Зимбабве, его населяли белые люди, что в глубокой древности пришли откуда-то с севера. И очень интересно то, что сам город они называют Мамбахуру, в переводе с их языка означает "Дом великой женщины”. Может, здесь и впрямь не обошлось без легендарной эфиопской царицы? Очевидно одно – это не тот случай, когда можно что-либо утверждать со стопроцентной уверенностью, ведь Большой Зимбабве по-прежнему хранит свою главную тайну. Альтернативная версия Альтернативную версию постройки Большого Зимбабве выдвинул швейцарский исследователь Эрих фон Деникен. Он изучил древний памятник и пришел к выводу, что Большой Зимбабве спроектирован как точная копия звездной системы Сириус, а одинокая башня является не чем иным как двойником Сириуса B. В доказательство он приводит соседнее племя Догонов и их знание о звездной системе Сириус. К тому же неподалеку от Большого Зимбабве были найдены необычные головы, в местечке Лиденбург (Машишинг). Головы напоминают современные скафандры космонавтов, на голове детально изображены шланги для подачи кислорода. Древние астронавты видимо посещали нашу планету раньше.

Древним астронавтам и комплексу Большой Зимбабве посвящен фильм, в котором Эрих фон Деникен подробно рассказывает о посещении пришельцами Древней Африки. Смотреть Фильм "Звёзды над Африкой"

Первые исторические свидетельства, относят зарождение цивилизации Зимбабве в междуречье Замбези и Лимпопо, к середине I тысячелетия н. э. По всем признакам, уже в тот период, эта культура находилась на довольно высокой ступени развития, о чём свидетельствуют многочисленные каменные постройки, оставленные предположительно лемба – одной из племенных групп народа банту. Тогда же, появились первые постройки и в самом Зимбабве, но как полагают некоторые историки, возникли они, на месте гораздо более древних сооружений. В 975 г. вождь племени каранга Соко-Чиронго, присоединил к своим владениям земли лемба и создал достаточно крупное племенное объединение машона. Это было первое государственное образование на этой территории, вскоре превратившееся в "королевство” Мапунгубве или Мве-не Мутала, более известное сейчас, по португальским источникам XVI в. как государство Мономотапа.

История государства Мономотапа

О ранней истории государства Мономотапа практически ничего не известно, и все свидетельства основываются на данных археологов и устной традиции местных племён. Становление империи Мономотапа Согласно арабским источникам, в X-XI вв. Мономотапа вела торговлю золотом, медью, слоновой костью и имела широкие торговые связи с большей частью восточноафриканского побережья и внутренними регионами континента. Вместе с тем, постепенно увеличивалась её территория, за счёт присоединения соседних племён. Хотя подробности этого неизвестны, но к 1250 г. разросшаяся и окрепшая Мономотапа стала мощным, централизованным государством, самым значительным в данном регионе, что дало повод современным историкам именовать её, не иначе как империей. Большинство исследователей, изучающих историю страны, сходятся во мнениях, что Мономотапа, по сути, не была милитаристским государством, и своем возвышением в тот период, она обязана лишь торговле. Об этом, в частности, красноречиво говорят фрагменты китайского фарфора и арабских стеклянных сосудов XIII в. найденные археологами при раскопках Большого Зимбабве. И если называть её империей, применимо к этому времени, то только в контексте империи торговой, в территориальном же плане, она стала таковой значительно позже. Расцвет империи Мономотапа Наивысшего расцвета и могущества Мономотапа достигла в XV в. после того как, в результате длительной междоусобной борьбы, власть захватил Ньятсимба Мутота, ставший верховным королём машона в 1420 г. Его правление ознаменовалось серией успешных завоевательных походов, в результате чего, к Мономотапе отошли огромные территории Юго-Восточной Африки. Он значительно расширил государство на юго-восток, захватив земли королевства Торва, и за счёт некоторых территорий в Шоне, находящейся к югу от Зимбабве. Незадолго до смерти в 1450 г., Ньятсимба Мутота принял титул мвене мутапа, а Мономатапа в этот период занимала почти всё междуречье Лимпопо и Замбези, и собственно только с этого момента, её и можно называть империей. Примерно в это же время по неясной причине Большой Зимбабве был оставлен жителями, а центр государства перенесли в Звонгомбе. Войны Мономотапы После смерти первого мвене мутапа, власть перешла к его сыну, Матопе Ньянхехве Мутаваре, шагнувшему значительно дальше отца. Унаследовав не только богатую и процветающую страну, но и большую, боеспособную армию, он продолжил расширение границ в северном и южном направлении. Шона сдалась довольно быстро, но Торва упорствовала несколько лет, и сломить её удалось, даже не военным, а экономическим путём, после того как новый мвене мутапа, устроил ей торговую блокаду. Покорив Манику в Ботсване, признавшую себя вассалом Мономотапы, он переключился на восточное направление, где завоевал королевства Китеве и Маданда, находившиеся в центральной части Мозамбика.

Это было самым важным завоеванием, поскольку империя получала выход к побережью Индийского океана и доступ к портам Мозамбикского пролива. Находясь большую часть времени в военных походах, Матопе, тем не менее, не забывал и о торговых интересах, а захват Китеве и Маданды был продиктован именно этим. Но как отмечают многие исследователи, и торговлю и территориальные приобретения он использовал лишь как средство личного обогащения, ничуть не заботясь о благосостоянии страны и её населения. Он умер в 1480 г. оставив своему наследнику огромную процветающую империю, которая простиралась от реки Замбези на севере, до Драконовых гор на юге, и от побережья Индийского океана на востоке, до пустыни Калахари на западе.

Передел власти Мономотапы Наследовавший Матопе сын, Мавура Маобве спустя несколько недель был убит младшим братом Мукомберо Ньяхума, захватившим власть в государстве. Он установил в стране жёсткий деспотический режим, но столкнувшись с всеобщим недовольством, желая привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, наделил правителей областей, завоёванных дедом и отцом, широкой автономией. Целостность империи, по мнению Мукомберо не была нарушена, все царьки признавали свою полную покорность его воле и обязывались своевременно уплачивать дань. Но на деле, они стали полунезависимыми правителями, признававшими власть мвене мотапа чисто номинально и в зависимости от ситуации. Это была опасная политика, которая не могла остаться без последствий.

В 1490 г. после убийства Мукомберо Ньяхума и прихода к власти Шангамире, не отличавшегося твёрдостью, он столкнулся с сепаратисткими настроениями. Как результат, 1493 г. Мономотапа фактически распалась на два государства – Торву и Мутапу. Правители Торвы признавали верховенство Мутапы, где правили потомки Ньятсимбы Мутоты, сохранившие за собой титул мвене мотапа, но ни о какой централизации уже не могло быть и речи.

Во времена правления Какуйо Камуньяка, ставшего новым мвене мотапа в 1494 г. начался постепенный процесс феодализации государства, что повлекло за собой некоторое ограничение власти верховных королей. В этот период, правители областей, входивших в состав Мономотапы, выделились в особую касту "энкоси”, к которой относились представители высшей аристократии, передававшей теперь свои земли и должности по наследству. Со временем, они наделили себя правом собирать совет, контролировавший деятельность мвене мотапа, ставивший правителя в каком-то роде, в зависимое положение. Полномочия совета энкоси доходили до того, что они могли даже смещать неугодного правителя, попросту его, убивая, несмотря на то, что личность его считалась священной и неприкосновенной. Правда, это происходило лишь в двух случаях – если он по какой-то причине не мог исполнять свои обязанности, или грубо нарушал обычаи и законы предков. К слову, "смещение” правителей происходило не часто, но это право совета энкоси, стало действенным способом манипуляций и средством политического шантажа.

Контакт Мономотапы с европейцами Первые соприкосновения племён машона с европейцами началось в 1498 г., это были португальцы, стремившиеся в сказочно богатую Индию. Тогда они ещё не интересовались африканскими территориями, высаживаясь на побережье для того лишь, чтобы пополнить запасы провианта, пресной воды и ремонта судов, попутно занимаясь меновой торговлей. Но уже в 1501 г. началось их продвижение на континент, где они основали торговые фактории Софала и Мозамбик, тогда же они узнали о богатых золотоносных рудниках Мономотапы. В 1511-1513 гг. Антониу Фернандиш совершил два путешествия вглубь страны, где лично убедился в наличии рудников и встретился с мвене мотапой Какуйо Комуньякой, положив начало дипломатическим отношениям.

Получив ценные сведения о добыче золота в Мономотапе, Кристован де Тавора, первый капитан Софалы, отправил донесение об этом королю Мануэлу I и начал готовить вторжение. Для этого, он привлёк на свою сторону вождя Иньямунду, владения которого пролегали вдоль восточной границы "золотой страны”, враждовавшего с тамошними правителями. Но уже в 1518 г. сами португальцы сделали эту экспедицию невозможной, своей алчностью и заносчивым поведением оттолкнув ценного союзника, принявшего после этого сторону их противников. Вспыхнувший вслед за этим конфликт с Иньямундой и войны с арабами, за гегемонию на побережье Мозамбикского пролива, заставили португальцев отложить продвижение вглубь континента, на десятилетие. Только в начале 1530-х годов, после смерти Иньямунды, им удалось выйти к Замбези, где они построили форты-фактории Сене и Тете на границах владений верховных королей Мономотапы, которым вынуждены были платить дань в размере 20% от выручки.

Чивере Ньясоре, был первый мвене мотапа завязавшим тесные отношения с португальцами. Ему нравились белые пришельцы, они исправно платили дань, способствовали налаживанию его торговых отношений с Индией, причём не как посредники, а лишь как перевозчики, и были всецело покорны его воле. При дворе Чивере с 1557 г. находился португальский консул Антониу Канаду, всячески поддерживавший заблуждения властителя, относительно своих соотечественников и усыплявший его бдительность. В 1560 г. в Звонгомбе прибыл португальский миссионер Гонсалу да Силвейра, будучи хитрым и изощрённым человеком, как и все иезуиты, он с первых же дней завоевал безграничное доверие мвене мотапы и сумел склонить его к принятию христианства. Естественно, что такого, совет энкоси не мог ему простить, особенно после того как, Чивере назначил иезуита своим советником, а тот начал грубо вмешиваться в государственные дела, нанося вред коренным интересам страны. В конце 1560 г. мвене мотапа, его мать и Гонсалу да Сильвейра были бесцеремонно убиты – совет энкоси в первый раз использовал своё право отстранять неугодного правителя.

Завоевание Мономотапы Используя убийство миссионера как предлог для вторжения, португальцы предприняли первую попытку завоевания Мономотапы, назвавши это, крестовым походом. Была собрана отборная армия, насчитывающая почти 2000 человек, снабжённая всем необходимым, под командованием Франсишку Баррету. Но истинные цели этой экспедиции стали ясны сразу же после выступления в 1569 г. когда стало известно, что "крестоносцы” идут не на Звонгомбе, "чтобы наказать за коварство императора кафров Чизамару” а в Манику, где находились богатейшие золотоносные рудники. С самого начала эту экспедицию преследовали неудачи; поднявшись вверх по Замбези, португальцы застигнутые муссонами вынуждены были остановиться, а в лагере свирепствовала малярия, унёсшая множество жизней. Потом, проходя через территорию Китеве, вассала мвене мотапы, португальцы понесли огромные потери в стычках с местными жителями. Довравшись наконец в Манику и не найдя здесь россыпей золота, Баррету, в распоряжении которого оставалось 600 человек, повернул в Чикоа, где сосредотачивались серебряные рудники. Но здесь португальцы потерпели сокрушительное поражение в нескольких сражениях с племенами монга. В 1573 г. больной малярией Франсишку Баррету вернулся в Сене, где умер спустя несколько дней, с собой он привёл 180 голодных, больных и измождённых оборванцев. Победоносный "крестовый поход” бесславно закончился полным провалом.

В 1574 г. конкистадор Васку Фернандиш Омем во главе отряда из 400 солдат, предпринял ещё одну попытку захватить рудники Маники и Чикоа. Он прошёл фактически теми же путями что и Баррету и столкнулся с теми же проблемами; его небольшую армию постоянно косили болезни и стрелы враждебно настроенных племён. Туземцы, понимая, что у них нет шансов в открытом бою, применяли излюбленные "скифские” методы – уничтожали все съестные припасы на пути следования отряда Омема, засыпали колодцы, отравляли источники и нападали из засады на обессилевших португальцев. Ценой огромных потерь и невероятных усилий, конкистадорам удалось добраться до Чикоа, где они столкнулись с яростным сопротивлением Манаша, вождя народа монга. Закрепившись в районе Бокиза, португальцы построили укреплённый лагерь, где Омем оставил 200 человек, а сам с небольшим отрядом отправился в Сене за подкреплениями. Но гарнизон в Чикоа, испытывая невероятные лишения, так и не дождавшись помощи, был полностью истреблён. После этого, португальцы отказались от попыток захвата рудников, видя, что прямое военное вторжение не приносит желаемых результатов и приводит только неоправданным потерям.

Но вскоре события в Мономотапе, совершенно изменили расстановку сил и привели к повторному сближению вчерашних противников. После того как в 1596 г. умер мвене мотапа Чизамару Негомо Мпанзагуту, а новым правителем стал его внук Гатси Русере, в стране начались повсеместные восстания энкоси. Оказавшись в отчаянном положении, и не имея сил справиться с этим злом самостоятельно, новый мвене мотапа обратился с просьбой о помощи к португальцам. Бальчиор де Араужу, капитан Тете, откликнулся на его просьбу, сулящую определённые выгоды, соединившись с армией Гатси Русере, он в 1599 г. разбил войско мятежного энкоси и освободил занятые им территории. За эту помощь, португальцы получили широкие торговые льготы, а в качестве особой привилегии, получили дозволение в землях мвене мотапы носить оружие.

В 1600 г. начались волнения в Торве, переросшие в грандиозное восстание в 1607 г. которое возглавил Матузианье, простолюдин объявивший себя мвене мотапой. Гатси Русере не оставалось ничего другого, как снова просить о помощи капитана Тете. Но и португальские интересы страдали не меньше от нового восстания, поэтому, они и сами хотели предложить свою поддержку. На помощь пришёл конкистадор Диогу де Мадейра, во главе большого отряда, вооружённого аркебузами, к 1608 г. он буквально утопил восстание Матузинье в крови и вернул мвене мотапе территории, отколовшиеся во время мятежа. За это, Гатси Русере пожаловал ему район Иньябанзо, но де Мадейра, понимая, что без помощи португальского оружия Мономотапа уже не сможет обойтись, потребовал передать королю Испании и Португалии все рудники, находящиеся на территории государства. К его удивлению, мвене мотапа без колебаний согласился и подписал соответствующий документ.

Причина такой сговорчивости вскрылась уже в 1609 г. когда португальские купцы были повсеместно атакованы воинами мвене мотапы, а их собственность в стране была конфискована. Оказалось, что Гатси Русере всё это время хитрил, и с самого начала не собирался выполнять ни одного из своих обещаний, он ловко использовал в своих целях португальцев, а сам, тем временем накапливал силы. Всё это вылилось в затяжной конфликт, с переменным успехом длившийся 20 лет. "Коварный кафр” умер в 1627 г. а борьбу против колонизаторов продолжил его сын Ньямбо Капранзине, нанёсший португальцам несколько поражений в первый год своего правления. Но силы мване мотапы были на исходе и в битве при Луанзе, в конце 1628 г. он был полностью разбит, а последний его оплот пал спустя полгода, в мае 1629 г. После этого, Ньямбо Капранзине был смещен, а новым мвене мотапой стал брат Гатси Русере, марионетка в руках португальцев, принявший крещение под именем Фелипе да Мавура, 24 мая 1629 г. признавший себя вассалом короля Португалии.

В 1693 г. в результате восстания Чангамире Домбо, территория страны была полностью освобождена, но уже через несколько лет, в самом начале XVIII в. она распалась на множество мелких владений. Мвене мотапы сохранили за собой лишь крохотное владение, полностью зависимое от португальских властей, но и оно было завоёвано зулусами в 1830 г. В 1835 г. португальцы передали небольшой район в Мозамбике, получивший название Мономотапа, мвене матапе Катарузе. В начале ХХ в. он был ликвидирован и вошёл в состав Португальской Восточной Африки. Последний мвене мотапа Чиоко Дамбамупуте сложил титул в 1902 г.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
Дом великой женщины, возможно древний комплекс посвящен царице Савской
Легендарный затерянный город Древней Африки - Мамбахуру
Дом великой женщины, возможно древний комплекс посвящен царице Савской
Карта империи Мономотапа - королевства-преемника Великого Зимбабве
Подробная карта государства Древней Африки - Мономотапа
Карта империи Мономотапа - королевства-преемника Великого Зимбабве
Герб, предоставленный королём Португалии Себастьяном, в 1569 году
Официальный Герб государства Древней Африки Монопотапы
Герб, предоставленный королём Португалии Себастьяном, в 1569 году
Строительный раствор не применялся вовсе, общий вес камней 100 т. тонн
Сторожевая башня Зимбабве, вокруг нее стена шириной 4 м и высотой 10 м
Строительный раствор не применялся вовсе, общий вес камней 100 т. тонн
Загадочный артефакт, найденный при раскопках в Большом зимбабве
Потерянное сокровище Древней Африки: скульптура - Птица Зимбабве
Загадочный артефакт, найденный при раскопках в Большом зимбабве
Древний народ населявший Большой Зимбабве, говорящий на языке Каранг
Жители Древней Африки государства Мономотапа, предки народа лемба
Древний народ населявший Большой Зимбабве, говорящий на языке Каранг
Возможно Пресвитер Иоанн был родом из государства Мономотапа
Пресвитер Иоанн - король государства Мономотапа
Возможно Пресвитер Иоанн был родом из государства Мономотапа
Каменные блоки переносились из каменоломни, находящейся рядом
Один из этапов строительства каменного комплекса Большого Зимбабве
Каменные блоки переносились из каменоломни, находящейся рядом
Статуэтка божества сделана из декоративного материала талькохлорита
Фигурка неидентифицированного божества, найденная в Большом Зимбабве
Статуэтка божества сделана из декоративного материала талькохлорита
Древние жители цивилизации Мономотапа ковали железо
Производство железа в Древней Африке в доколониальный период
Древние жители цивилизации Мономотапа ковали железо
Древнее государство Мунхумутапа в доколониальный период
Мвене Мутапа господин-грабитель, был правителем Великого Зимбабве
Древнее государство Мунхумутапа в доколониальный период
Большой Зимбабве повторяет карту звездной системы Сириус на Земле
Комплекс Большой Зимбабве с высоты птичьего полета (аэросъемка)
Большой Зимбабве повторяет карту звездной системы Сириус на Земле
Также в камне изображена древняя охота и приручение диких зверей
Жители использовали буйволов, как тягловую силу для постройки Зимбабве
Также в камне изображена древняя охота и приручение диких зверей
Миссионер Был задушен в своей хижине по приказу короля в 1561 году
Гонсалу да Силвейра португалец-миссионер, посетивший Мономотапа 1560 г
Миссионер Был задушен в своей хижине по приказу короля в 1561 году
Есть версия, что головы прообраз древних астронавтов в скафандрах
Загадочные Лиденбургские головы, найденные неподалеку от Зимбабве
Есть версия, что головы прообраз древних астронавтов в скафандрах
Несколько разных артефактов, найденных в комплексе Большого Зимбабве
Древние артефакты народа Зимбабве, выполненные из талькохлорита
Несколько разных артефактов, найденных в комплексе Большого Зимбабве
Зимбабве - воплощенная в камне звездная модель звездой системы Сириуса
Эрих фон Дэникен выдвинул свою версию постройки Большого Зимбабве
Зимбабве - воплощенная в камне звездная модель звездой системы Сириуса