ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИмезоамерика

Индейский народ Миштеки

«Миштеки, подобно своим соседям, и извечным соперникам сапотекам, и поныне здравствуют на необъятных просторах Южной Мексики. Правда, эта почти что легендарная рознь, осталась в далёком прошлом, должно быть ещё с тех времён, когда жестокие и кровожадные ацтеки стали проникать в их земли. И перед лицом новой, поистине страшной напасти, забылись старые обиды, и общая угроза сплотила и объединила два народа. Как и тогда, миштеки и сапотеки живут по соседству в долине Оахака, и ведут мирное сосуществование, но теперь уже в новом, современном мире, полном новых угроз и соблазнов.»
Миштеки проживая в одном регионе с сапотеками, должно быть со времён формирования своей народности, естественным образом соприкасались с соседями, и, так или иначе, оказывали друг на друга ощутимое влияние. Судьбы двух древних народов связаны неразрывными узами, но неправильно было бы говорить о том, что они имеют общую историю. Скорее, более уместно будет отметить, что история их переплелась настолько, что её невозможно будет разделить, подобно лозе дикого винограда. А сами миштеки с сапотеками, и всё что с ними связано, настолько же похожи, настолько и не похожи в равной степени.

Культура миштеков слаживалась намного позже, чем сапотекская, и, несмотря на близость проживания, две эти народности никоим образом не были связаны узами родства, и относятся к совершенно разным этническим группам. Говорили они на разных языках, и хотя корни обоих языков восходят к наречиям науа, но вряд ли они понимали друг друга. Миштеки проживали небольшими племенными объединениями, наподобие сельских общин, в то время как у соседей уже складывалось достаточно прочное и сильное централизованное государство. Это и подтолкнуло в конечном итоге миштеков к более тесной консолидации, постройке первых городов, а несколько позже и созданию первых протогосударств. Но сделано это было отнюдь не в подражание сапотекам, а чтобы защитить и обезопасить себя от всё нарастающей экспансии на запад, в их коренные земли.

Первые города миштеков стали возникать на рубеже III-II вв. до н. э., как раз в тот момент, когда сапотекское государство полностью сформировалось, и давление соседей стало всеобъемлющим. К этому периоду относятся Монте-Негро, Серро-де-Лас-Минас (известны только по испанским названиям), Уамелульпан, и Йукуита. Неизвестно какими были их первоначальные постройки, но, несомненно, то, что они всё же смогли отразить агрессию сапотеков, и приостановить их продвижение на запад. Несколько позже, в середине II в. до н. э. Йукуита и Уамелульпан объединили вокруг себя близлежащие селения, образовав, таким образом, небольшие протогосударства, под общим названием Миштека-Альта.

Об истории этих первых государственных образований миштеков известно крайне мало, некоторое время они продолжали борьбу и сдерживали натиск сапотеков. Но в конечном итоге вынуждены были сдаться, силы были явно не равны, и в период с I в. до н. э. по I в. н. э. попали в зависимость от государства соседей. И Йукуита и Уамелульпан какое-то время продолжали существовать, но теперь уже как данники и вассалы царей Монте-Альбана, пока в III-IV вв. не распались на ряд мелких вождеств, и так называемая Миштека-Альта прекратила своё существование. Время от времени эти территории объединялись в эдакие "гегемонии”, главным образом для того чтобы поднять восстание, но все они заканчивались кровавой бойней.

Проживая несколько столетий в полной зависимости от государства сапотеков, миштеки естественным образом впитали некоторые элементы их культуры, те, которые казались им целесообразными, и применимыми к их собственной. Участвовали в их войнах и грабительских походах, смотрели, учились, анализировали, всё, от боевых навыков, до грязной дипломатии. И можно даже говорить о том, что сапотекское доминирование оказало благотворное влияние на культуру миштеков, т.к. сапотеки оказались прекрасными учителями и придали значительный импульс развитию миштеков.

Именно к этому периоду относится бурное развитие миштекских городов, как старых, так и новых, таких как Тилантонго, Уахуапан, Йукуньудауи, Текиштепек, Тидаа. Так же стремительно развивались ремёсла в этих городах, достигшие небывалых прежде высот, в результате чего изделия миштекских мастеров высоко ценились далеко за пределами Центральной и Южной Мексики. Местные гончары своей красочной керамикой затмили произведения своих собратьев из Теотиуакана, признанных мастеров в этом деле. Не было равных им в изготовлении мозаичных изделий из бирюзы, а уникальные украшения миштекских ювелиров и сейчас считаются непревзойдёнными артефактами обеих Америк. В VII в. у миштеков появляется своя аутентичная письменность, красочные, оформленные в высокохудожественном стиле кодексы, являют собой один из лучших образцов документов подобного рода.

В то время как культура миштеков совершенствовалась и выходила на новый уровень, сапотекское государство начинало ослабевать и постепенно приходить в упадок. Небывалый дотоле кризис, поразивший империю в VII в. и растянувшийся на целое столетие, к началу IX в. парализовал все органы власти на местах. Цепкие объятия умирающего Монте-Альбана понемногу ослабевали, центральная власть, как и сама гордая столица, рушилась на глазах. Правители сапотекских провинциальных городов всё чаще стали устанавливать у себя стелы с церемониальными надписями, что ранее категорически запрещалось,- это была привилегия царской столицы. Один за другим города сапотеков заявляли о своей независимости, и создавали собственные государства "княжества". Видя, что никто им в этом не препятствует, окрепшие города миштеков последовали их примеру. Царские наместники пребывали в полной растерянности, многие из них были безжалостно убиты, другие бежали сами. До 900 г. когда Монте-Альбан обезлюдел, превратившись фактически в деревню, все земли миштеков обрели независимость.

В отличие от сапотеков, у миштеков никогда не было сильного централизованного государства. После освобождения от власти Монте-Альбана, страна их представляла собой конгломерат, состоящий из нескольких десятков небольших "княжеств". Эти мини-государства заключали между собой союзы общин, иногда в такой союз входили только родственные династии, иногда они были смешанными, несвязанными ни узами родства, ни даже дружбы. Таких неформальных объединений, в разное время насчитывалось от 3 до 5, и все они постоянно враждовали друг с другом. Состав общин постоянно менялся, не считалось зазорным перебежать от родственников к их противникам, и вчерашние союзники становились врагами, и наоборот. Если пойти путём сравнения, ситуация в Миштеке X в. очень походила на события происходившие в Англии в XV в., во время Войны Алой и Белой розы.

Поначалу эта непонятная и ненужная вражда ограничивалась лишь мелкими стычками, но в 60-70 гг. X в. это противостояние вылилось в масштабную и кровопролитную гражданскую войну. История этого события стала известна благодаря расшифровке кодекса Нэттол, в котором оно названо Войной Небес. Неизвестно что послужило поводом к столь трагическим событиям, но началось это схваткой общины Юку Ёко (Холм Осы) с общиной Тау Нуху (Народ Камня). Длительное время ни одна из сторон не могла одержать верх над другой, и несмотря череду кровопролитных столкновений, никто из соперников не хотел уступать и противостояние затягивалось. Когда обе общины были истощены и обескровлены, и казалось, что эта война закончится сама собой, военное счастье склонилось на сторону Народа Камня. В одном из сражений они наголову разбили неприятеля, который уже не мог сопротивляться и запросил пощады, но победители, не отличавшиеся благородством, убили всех захваченных князей, а всё общину Холма Осы подвергли страшному опустошению. Возмущённая этим поступком община Нду Нду Юкхи (Холм Кремней) в отместку, напала на агрессоров и разрушила их города и селения. Как известно, в гражданских войнах не бывает победителей, но победитель всё же нашёлся, хотя и не участвовал в этой бессмысленной бойне – правитель Тилантонго, который подчинил после этого весь регион, и стал предъявлять права на первенство над всей Оахакой.

Возвышение Тилантонго началось в середине XI в. правители его, вместе с правителями Хальтепека, с которыми их связывали родственные узы, безраздельно властвовали в опустошённом Войной Небес регионе. Но после того как правитель Хальтепека породнился с правящим домом Уачино, принадлежавшим к ветви Монте-Альбана, его родственник из Тилантонго напал на его владения и захватил город в 1081 г. но после того как пришла помощь из Уачино, вынужден был отступить. Сам он умер при загадочных обстоятельствах в 1093 г., а спустя 2 года, путём обмана и шантажа власть в Тилантонго захватил узурпатор Лапа Ягуара.

Именно этот жестокий и беспринципный человек, и стал создателем наибольшего государства на землях миштеков. Заручившись поддержкой чичимеков из Тлашкалы, и призвав себе на помощь правителя Коиштлауака, он в 1097 г. захватил Хальтепек. Используя убийство брата как предлог, Лапа Ягуара со своими союзниками в 1100 г. напал на Уачино, захватив город, он истребил весь правящий род, оставив в живых лишь одну из сестёр правителя, которую впоследствии взял в жёны. Таким образом, он соблюдал "законность” перехода всех земель Уачино в наследственное владение своим потомкам, закрепляя за ними все права. После этого, в сопровождении сотни союзных и подвластных ему князьков, он двинулся покорять долину Оахака, но здесь его постигла неудача, и весь поход в целом, закончился лишь частичным успехом. Лапа Ягуара вёл захватнические войны до самой смерти, последовавшей в 1115 г. и за это время он расширил границы Тилантонго от побережья до гор, сделав его самым влиятельным государством миштеков до прихода испанцев.

В XII-XIII вв. началось засилье миштеков в долине Оахака, путём заключения военных альянсов, скреплённых браками с местной элитой, они оседали на их землях, на правах союзников, а со временем начали вытеснять самих хозяев. В конце XIII начале XIV вв. подобные "игры” начались и на высшем уровне. В 1280 г. один из наследников Монте-Альбана город Саачила, присоединился к союзу с Тилантонго. В знак протеста, от "княжества” отделился Куилапан, который навязал союзнические отношения миштекскому Януитлану, давнему противнику Тилантонго, позже к ним присоединился Хальтепек, бывший вотчиной наследников Лапы Ягуара. Открытого противостояния между ними не было, лишь закулисные игры. Но то, что в двух лагерях, с обеих сторон сложились коалиции из миштекских и сапотекских государств, само по себе говорит о новом витке в отношениях двух народов, и их консолидации, чего никогда прежде не было.

Когда в XV в. в долину Оахака пришли ацтеки, они встретили решительный отпор со стороны Тилантонго и Саачилы, а Куилапан и Януитлан присоединились к захватчикам, узнав об их намерениях, Хальтепек вышел из союза с ними. В 1458 г. 200 000 ацтеков и их союзников атаковали Коиштлауак, на помощь ему пришли миштеки из Тилантонго и Тлашиако, и сапотеки из Саачилы, сначала союзникам сопутствовал успех, и удалось даже отбросить ацтеков, но потом удача изменила им и они были разбиты превосходящими силами. Коиштлауак пал, и в последующем служил опорным пунктом для вторжений в земли миштеков, судьба которых была предрешена. В 1503 г. пали Ачиотлан и Хальтепек, в 1505 Кецальтепек и Тототепек, в 1506 Теуктепек, в 1509 Миауатлан и Зазоллан. В 1512 г. под Нолланом ацтеки потерпели жестокое поражение от армии Саачилы, Тилантонго оставшийся одним из немногих миштекских государств сопротивлявшихся экспансии, казалось, получил передышку. Но в 1521 г. изумлённые жители, увидели под стенами города странных пришельцев, в сверкающих на солнце морионах…
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
сокровища из гробницы №7, Монте-Альбан, Мексика, изделия миштеков
сокровища из гробницы №7, Монте-Альбан, Мексика, изделия миштеков
сокровища из гробницы №7, Монте-Альбан, Мексика, изделия миштеков
миштекская бирюзовая маска из Монте-Альбана
миштекская бирюзовая маска из Монте-Альбана
миштекская бирюзовая маска из Монте-Альбана
миштеки
миштеки
миштеки
миштекский король и вождь Лапа Ягуара (справа)
миштекский король и вождь Лапа Ягуара (справа)
миштекский король и вождь Лапа Ягуара (справа)
орнамент бирюзовый мозаики на резной деревянной основе
орнамент бирюзовый мозаики на резной деревянной основе
орнамент бирюзовый мозаики на резной деревянной основе
ацтеки вторгаются в земли миштеков
ацтеки вторгаются в земли миштеков
ацтеки вторгаются в земли миштеков
фрагмент из кодекса Виндобоненсиса
фрагмент из кодекса Виндобоненсиса
фрагмент из кодекса Виндобоненсиса
карта, показывающая историческую область миштеков
карта, показывающая историческую область миштеков
карта, показывающая историческую область миштеков
миштекская золотая маска, Оахака, Мексика
миштекская золотая маска, Оахака, Мексика
миштекская золотая маска, Оахака, Мексика
Индейский народ Миштеки
Индейский народ Миштеки
Индейский народ Миштеки