ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИэгейское море

Древний город Милет

«Геродот назвал его «жемчужиной Ионии». Милет был одним из двенадцати городов, основанных греками-ионийцами в период «темных веков». Город существовал на протяжении всей Античности, но временем его расцвета были VII-VI века до нашей эры. В эти века Милет был одним из самых влиятельных в греческом мире, выходцы из него основали десятки колоний, а в середине VI века до н. э. милетец Фалес положил начало философии.»
Милет до прихода ионийцев

Греческие мифы рассказывали, что критский юноша Милет бежал от гнева царя Миноса и прибыл в область Карию на западе Малой Азии. Карийцы приняли беглеца, он женился на дочери карийского царя и основал город, который получил название Милет.

Археология подтверждает рассказы легенд. Поселение на месте Милета прослеживается с IV тысячелетия до нашей эры. Город уже тогда служил мостом между Эгеидой и Малой Азией. В XX-XV веках до н. э. в нем появляются образцы минойской керамики. Если в XX-XVIII веках до н. э. населении было преимущественно карийским, то в XVIII-XV веках до н. э. в городе усиливается критское влияние.

В XV веке до н. э. побережье Малой Азии начали колонизировать греки-ахейцы. В этом столетии Милет из минойского становится ахейским городом. Предположительно, ахейцы после захвата Крита продолжили наступления на его колонии в Эгеиде и на побережье Малой Азии. В XIV веке до н. э. у поселения появилась оборонительная стена, в городе были дома с центральными залами-мегаронами, характерными для Микенской Греции. Около города появилось скальное захоронение с каменными камерами.

В конце XIV столетия до н. э. город был разрушен хеттами. В архивах Хеттского царства Милет упоминается под названием «Милаванда». В конце XIV века до н. э. хетты воевали с государством Арцавой (будущая территория полиса Эфес), которое поддерживало загадочное государство Аххиява. Историки не одно десятилетие спорят о локализации Аххиявы. Среди разных версий – область с центром в Милете. В ходе войны Арцава была уничтожена, также пострадал и Милет.

Вскоре Милет отстроили, и он просуществовал еще два века до нового разрушения. Из письма хеттского царя XIII века до н. э. следует, что правитель Милета был в те годы зависим от него. В XII веке до н. э. население ахейского города пополняется переселенцами-ионийцами.

Ахейский Милет был, как и другие ахейские города будущей Ионии, центром работорговли. В микенских табличках упоминаются «рабыни из Милета», под которыми понимают не уроженок города, а рабынь с его невольничьих рынков.

Ионийская миграция, темные века и Архаическая эпоха

В XII-XI веках до н. э. с Балкан в Малую Азию переселяются греки-ионийцы. Они заняли центральную часть западного побережья малоазийского полуострова между реками Герм и Меандр. Для поселений ионийцы выбирали прежние микенские и минойские центры.

В античной исторической традиции переселение ионийцев отделяли от Троянской войны на пять поколений. Основателями городов Ионии считали сыновей и внуков афинского царя Кодра. Основателем ионийского Милета историки называли Нелея, сына Кодра. Другая традиция считала основателями Милета выходцев из пелопонесского Пилоса. Сам процесс переселения ионийцев в Милет был не одномоментным, а растянулся примерно на сто лет.

С XI века до н. э. городом правила династия Нелеидов. В VIII веке до н. э. последний ее царь Леодамант боролся за власть со своим братом Амфитритом и был убит им во время праздника. Сыновья Леодаманта отомстили за отца. Следом за этими событиями в городе утвердилась республиканская форма правления, где во главе полиса стоял притан.

После основания города ионийцы истребили в окрестностях Милета карийское население. Милетяне воевали с местными племенами – абантами, лелегами, лидийцами. Затем ионийцы расширяли территорию полиса на мыс Микала. Здесь в VIII веке до н. э. они столкнулись с карийским городом Мелией. Милету помогли в войне другие города, и после победы они разделили земли уничтоженного города. Но, все равно, на территории хоры (сельской округи) Милета сохранились карийские поселения. На рубеже VIII-VII веков до н. э. Милет принял участие в Лелантской войне. Сведения о ней разрозненны и туманны. Фукидид называет ее крупнейшим конфликтом, случившимся после Троянской войны. Из-за Лелантской долины на Эвбее соперничало два города – Эретрия и Халкида. Война носила характер столкновений между воинами-аристократами. Они приглашали на помощь родственников и гостеприимцев из других городов. На стороне Эретрии сражались милетяне.

В Архаическую эпоху во многих полисах греческого мира существовали тиранические режимы. Не обошло это явление стороной и Милет. В конце VII века до н. э. тираном полиса стал Фрасибул. Он, вероятно, принадлежал к знатному роду города и накануне захвата власти занимал одну из высших должностей. Известно, что он командовал милетским ополчением в войне с Сикионом. Возможно, он захватил власть, будучи стратегом.

В Античности был популярен рассказ, что, якобы, Фрасибул советовал другому тирану уничтожать лучших граждан для укрепления власти. Но из источников неизвестно о каких-либо казнях при милетском тиране. Все правление Фрасибула его советником был философ Фалес. При тиране Милет основывал новые колонии. Фрасибул дружил с тираном Коринфа Периандром и даже помогал ему в войне против Сикиона.

После Фрасибула в Милете правили тираны Фоас и Дамасенор, но подробностей их властвования не известно. После их свержения в полисе начались новые смуты. Геродот сохранил рассказ о раздорах между гетериями Плутис и Хейромаха. Гетерией в Греции называли объединение аристократов, часто, для политических целей. Власть захватили представители гетерии Плутис. Они получили название «вечноплавающих», потому что принимали политические решения, сев на корабль и отплыв на нем в море.

Между гетериями шли конфликты, которые сопровождались редкой жестокостью и опустошением сельской округи Милета. Паросцы создали правительство из рачительных землевладельцев, чьи наделы были в эту эпоху в образцовом порядке.

Милет был одним из самых активных участников Великой греческой колонизации. В VIII-VI веках до н. э. его уроженцы основали не меньше 70 апойкий. Активнее всего милетяне осваивали Геллеспонт и Причерноморье. Среди них – Кизик, Трапезунд, Синопа и многие другие. Как правило, костяк колонистов составляли уроженцы Милета, к которым присоединялись эллины из других полисов.

На рубеже VII и VI веков до н. э. они основали на северном побережье Черного моря Ольвию. В начале своей истории город ощущал на себе значительное культурное влияние метрополии: календарь в колонии копировал милетский, действовала религиозная коллегия мольпов, аналогичная той, которая была в Милете.

Выходцы из Милета активно участвовали в основании общегреческой колонии Навкратиса в Египте. Как писал спустя века Страбон, они прибыли на тридцати кораблях во времена Псамметиха I (середина VII века до н. э.) и построили в устье Нила укрепление. Затем они поднялись по реке вверх, разбили ополчение города Инар и основали Навкратис. Через века в конце II века нашей эры милетяне в торжественной надписи назовут свой город метрополией великих городов Понта и Египта.

Среди греков и других народов были известны их святилища, такие как Дельфы или Додона. Около Милета в местечке Дидимы находилось святилище Аполлона. Роскошный храм для него был возведен в VI веке до н. э.. У Дидимского святилища было храмовое хозяйство. Жрецы получали подарки от сограждан, других греков и восточных правителей.

По легенде оракул основал юноша Бранх, ставший основателем рода Бранхидов, которые контролировали святилище. Греки считали, что оракул имел доионийское и даже догреческое происхождение. Сохранились легенды, что сам Нелей просил совета оракула перед поселением в этих местах. Происхождения слова «Дидимы» пытались связать с греческим словом «дидимос» (близнец). Другая точка зрения – слово идем карийское происхождение. Имя «Бранх» тоже считают карийским. Дидимы соединялись с Милетом священной дорогой. Ежегодно мольпы (жрецы храма Аполлона в городе) совершали шествие из города в святилище, делая остановки для молитв и песнопений. Дорога была украшена многими статуями и алтарями, возле которых мольпы делали остановки.

Дидимы были разрушены персами во время подавления Ионийского восстания в 494 году до н. э., но оракул продолжал действовать в Классическую эпоху.

Угроза с Востока

На рубеже VII и VI веков до н. э. над городами Ионии нависла угроза с востока – Лидийское царство. Большинство полисов Ионии и Эолиды стали данниками Лидии. Милет воевал с правителями царства Садиаттом и Алиаттом двенадцать лет. Лидийские войска каждый год опустошали сельскую округу города. Дважды милетяне выходили на бой, но проигрывали. Но в итоге под руководством Фрасибула город смог отстоять свою независимость. Следующий царь Лидии Крез сумел подчинить почти всю Малую Азию. Среди его подданных Геродот называет и греков-ионийцев. Вероятно, Милет тоже стал данником последнего царя из династии Мермнадов.

В 546 году до н. э. царь Персии Кир захватил Лидию. Еще во время войны с ней он посылал гонцов малоазийским грекам, предлагая присоединиться к нему. После взятия Сард послы греческих городов сами прибыли к нему и предложили подчиниться ему на тех условиях, на которых они подчинялись Крезу. Кир заключил такой союз только с Милетом, чтобы расколоть союз ионийцев. Персидская армия взяла штурмом ионийские города один за другим. Милет, заключив союз с Киром, остался в стороне от этой войны.

В конце VI века до н. э. Милетом правил тиран Гистий. Во время похода Дария на скифов он отвечал за сохранение моста через Стримон. После возвращения царь сделал эллина своим сотрапезником. Гистий отправился с Дарием в Сузы, а новый тираном Милета стал зять Гистиэя Аристагор.

В 500 году до н. э. начался конфликт между Милетом и островным полисом Наксосом, который вылился в восстание против Персии. К Аристагору обратились наксосские изгнанники, прося его о военной помощи. Тиран, заручившись поддержкой персов подготовил большой флот к походу.

Во время похода против Наксоса Аристагор поссорился с персидским военачальником Мегабатом. Четыре месяца осады не дали результата, и тиран, потратив впустую выделенные персами деньги, вынужден был отступить. В Милет прибыл вестник Гистия, который передал совет бывшего тирана – начать восстание. Аристагор собрал совет, и его соратники почти единогласно выступили за войну с Персией. Только историк Гекатей был против, указывая на несоизмеримые силы сторон. Он также предложил добиваться господства на море, но и этот совет не приняли.

Аристагор сумел взять под контроль ионийский флот, который собирали для войны с Наксосом. Затем он демонстративно сложил с себя тиранию, а затем сверг тиранов в других ионийских городах. После этого Аристагор отправился в Спарту просить о помощи, но его миссия осталась безрезультатной.

В 499 году до н. э. ионийцы под командованием милетских военачальников взяли и сожгли Сарды, но не сумели захватить акрополь города. Персидская армия настигла ионийцев около Эфеса и нанесла им страшное поражение. После этого ионийцы разошлись по своим городам и не собирали общего войска.

К восстанию присоединились другие области Малой Азии и Кипр. На подавление восстания у персов ушло несколько лет. Ионийцы одержали морскую победу над финикийцами у берегов Кипра. Милетяне послали войско на помощь карийцам на юге Малой Азии, но вновь потерпели поражение.

В 494 году до н. э. персы решили завершить войну, уничтожив центр сопротивления – Милет. Атака была запланирована с суши и моря. Весь ионийский флот был собран около острова Лада. В бою с персами греки были разбиты, и персы осадили Милет с суши и моря. В 494 году до н. э. персы взяли город. Милет был разграблен, выживших увели в рабство. Но, похоже, город не прекратил существование, и какая-то часть населения осталась.

Через два года афинский драматург Фриних отозвался на это событие постановкой трагедии «Взятие Милета». В 479 году до н. э. милетяне среди прочих сражались в битве при Микале, за которой последовало освобождение малоазийских греческих полисов от персидской власти.

Милет после Греко-персидских войн

После похода греческого войска в западную Малую Азию Милет был освобожден от власти Ахеменидов. Каллиев мир 449 года до н. э. закрепил его освобождение. Но город стал частью Делосской симмахии, которая была в середине V века до н. э. преобразована в Афинский морской союз.

Афины поддержали Милет в 440 году до н. э. во время конфликта с Самосом за небольшую область Приену на побережье Малой Азии. В 412 году до н. э. Милет переметнулся на сторону Спарты в войне с Афинами. Город стал главной морской базой пелопонессцев.

В 386 году до н. э. по условиям Анталкидова мира Милет в числе других полисов Малой Азии вернулся под власть империи Ахеменидов. Через пятьдесят лет Александр Великий взял город штурмом и прогнал местного тирана. Царь посетил оракул в Дидимах, который был заброшен. Визит македонянина дал стимул к возрождению святилища. В Эллинистическую эпоху город сохранял независимость, но был на вторых ролях в политике. В 129 году до нашей эры, в связи с образованием римской провинции Азия, Милет вошел в ее состав.

Известные милетяне

Фалес. Первый греческий философ, основоположник ионийской философской школы, а также математик и астроном. Фалес первый в истории науки стал доказывать геометрические теоремы.

Фалес совмещал занятия наукой и политикой. Происходя из знатного рода, он был приближенным тирана Фрасибула. А в 546 году до н. э. философ убедил милетян не вступать в союз с Лидией, которая вскоре была уничтожена Киром II. В период возвышения Персии Фалес предложил ионийцам объединиться в единое государство с центром на острове Теос. Полисы должны были сохранить местное самоуправление, но следовать единой стратегии.

Анаксимандр. Философ, ученик Фалеса. Среди его достижений – создание карты известных ему земель, небесного глобуса и солнечных часов. 

Анаксимен. Ученик Анаксимандра, философ, который считал первоосновой всего воздух.

Кадм сын Пандиона. Автор сочинения из четырех книг об основании Милета и других городов Ионии. По легенде, первый стал использовать финикийский алфавит. Труд Кадма утрачен.

Гекатей. Историк и политический деятель. Написал труды «Описание земли», где рассказывал о географии Европы, Азии и Африки, и «Генеалогии» о древней истории греков. Гекатей критически оценивал мифы, ввел в своих трудах счет по поколениям (одно поколение – 40 лет). Во время Ионийского восстания был советником Аристагора, но к его рекомендациям мало прислушивались.

Архелай. Это последний в плеяде ионийских философов. По словам историка, он перенес из Ионии в Афины философию. Архелай был последним мыслителем, изучавшим физическую философию, но касался и вопросов нравственности. Учеником Архелая был Сократ.

Аристодем. Военный деятель эпохи войн диадохов. Аристодем Милетский был другом и одним из ближайших соратников Антигона Одноглазого. Впервые о нем упоминают в 319 году до н. э., но возможно он служил Антигону с времен его наместничества во Фригии. В эпоху войн преемников Александра Аристодем успешно выполнял военные и дипломатические поручения своего господина.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
городская площадь Милета с нимфеумом слева и Рыночными вратами справа
городская площадь Милета с нимфеумом слева и Рыночными вратами справа
городская площадь Милета с нимфеумом слева и Рыночными вратами справа
ионическая стоя на
ионическая стоя на
ионическая стоя на
Фалес - древнегреческий философ и математик из Милета
Фалес - древнегреческий философ и математик из Милета
Фалес - древнегреческий философ и математик из Милета
театр в древнем Милете, III в. до н. э.
театр в древнем Милете, III в. до н. э.
театр в древнем Милете, III в. до н. э.
греческий канфар с маской Сатира, Милет, 550 г. до н. э.
греческий канфар с маской Сатира, Милет, 550 г. до н. э.
греческий канфар с маской Сатира, Милет, 550 г. до н. э.
руины храма Аполлона в Дидиме
руины храма Аполлона в Дидиме
руины храма Аполлона в Дидиме
Медуза храма Аполлона в Дидиме
Медуза храма Аполлона в Дидиме
Медуза храма Аполлона в Дидиме
фриз в основании колонны в храме Аполлона в Дидиме
фриз в основании колонны в храме Аполлона в Дидиме
фриз в основании колонны в храме Аполлона в Дидиме
руины древнего Милета, Турция
руины древнего Милета, Турция
руины древнего Милета, Турция
Древний город Милет
Древний город Милет
Древний город Милет