ТАЙНЫ ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

РЕГИОНЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Затерянные ГОРОДА
Загадки ПЛЕМЕН Мира
ЭГЕЙСКИЕ Цивилизации
Цивилизации АНАТОЛИИ
Цивилизации АВСТРАЛИИ
Цивилизации ПОЛИНЕЗИИ
Цивилизации МЕЛАНЕЗИИ
ВНЕЗЕМНЫЕ Цивилизации
История КАМЕННОГО ВЕКА
Цивилизации ЗАКАВКАЗЬЯ
БАЛКАНСКИЕ Цивилизации
ХАНААНСКИЕ Цивилизации
ДОПОТОПНЫЕ Цивилизации
Цивилизации МЕЖДУРЕЧЬЯ
Цивилизации МИКРОНЕЗИИ
МИФИЧЕСКИЕ Цивилизации
ГИМАЛАЙСКИЕ Цивилизации
НЕИЗВЕСТНЫЕ Цивилизации
АПЕННИНСКИЕ Цивилизации
Цивилизации МАКАРОНЕЗИИ
Цивилизации МЕЗОАМЕРИКИ
Цивилизации ЮЖНОЙ ИНДИИ
Народы СЕВЕРА ЗАПОЛЯРЬЯ
Цивилизации ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
Цивилизации ЮЖНОЙ АФРИКИ
Цивилизации ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Древняя РУСЬ и народы СИБИРИ
Цивилизации ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Загадки КАРИБСКОГО БАССЕЙНА
Цивилизации ДРЕВНЕГО ИРАНА
Цивилизации ДРЕВНЕЙ АРАВИИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ ИНДИИ 
История загадки АНТАРКТИДЫ
Цивилизации народы БАЛТИИ
Цивилизации ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации ЗАПАДНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Цивилизации БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Цивилизации ИОНИЧЕСКОГО МОРЯ
Цивилизации ДРЕВНЕЙ БРИТАНИИ
Цивилизации ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
История ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВОВ
Цивилизации ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА
Цивилизации ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

южная африка - Королевство Мапунгубве

Королевство Мапунгубве, существовавшее на территории Южной Африки в X-XIII вв. представляет собой сплошную загадку
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА

центральная африкапричерноморьецивилизации балтиицентральная европа
юго-восточная азияанатолиясеверная америкаханаан
центральная азиязападная европабалканыэгейское море
карибский бассейнполинезиябританиязападная африки
аравияиндийский океансеверная африкагималаи
ионическое морезакавказьесеверная европаапеннины
ближний востокиранюжная африкасеверная индия
месопотамияюжная америкаавстралиявосточная азии
народа севераюжная индиямикронезиямезоамерика
макаронезиямеланезиявосточная африкамифические цивилизации
западное средиземноморьедопотопные цивилизации

знаменитый золотой носорог из места захоронения на холме Мапунгубве, Лимпопо, ЮАР




железные орудия, холм Мапунгубве, Лимпопо, ЮАР


золотая чаша из места захоронения на холме Мапунгубве, Лимпопо, ЮАР


королевство Мапунгубве


золотая фигурка быка или коровы из места захоронения на холме Мапунгубве, Лимпопо, ЮАР


керамическая фигурка жирафа


золотой скипетр, королевство Мапунгубве, Лимпопо, ЮАР


керамические сосуды из места захоронения на холме Мапунгубве, Лимпопо, ЮАР


королевское женское колье, золотые бусы, королевство Мапунгубве, Лимпопо, ЮАР



Королевство Мапунгубве, существовавшее на территории Южной Африки в X-XIII вв. представляет собой сплошную загадку, и не столько тем, что в его истории остаётся неизвестным, а больше тем, о чём есть некоторые сведения. Известно например, что народ создавший его, был пришлым, но откуда он пришёл и когда, никто не знает. По мнению археологов, что, кстати, не поддерживают историки, это произошло не позднее VII в. И с момента поселения в долине Лимпопо, этот народ проявлял потрясающие способности, несмотря на то, что культура его, в тот момент, мягко говоря, находилась в процессе формирования.
FBreader СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КНИГ СТАТЕЙ скачать




Прежде всего, удивляют его навыки в строительстве. Можно конечно сослаться на то, что задолго до их прихода, племена, проживавшие в этом регионе, относящиеся к банту, уже давно возводили сложные каменные сооружения, а пришельцы научились этому у них. Но техника их строительства коренным образом отличалась от местной, и если говорить о заимствовании, то скорее банту многое в этом переняли у них, чем наоборот. Не меньший интерес вызывают и другие их таланты; они были искусными ювелирами, металлургами и резчиками по слоновой кости. Но больше всего, удивляет тот факт, что народ, насчитывавший не более 2000-3000 человек, сумел установить верховенство над всеми племенами, проживавшими в данном регионе, и удерживал его на протяжении почти всей своей истории. Это загадка, а все попытки разобраться в этом, не только пока  ничего не проясняют, но и порождают новые вопросы.

Сейчас имеется некоторый материал, собранный на основе археологических данных, полученных в ходе раскопок, длившихся на протяжении 150 лет, до момента, когда Мапунгубве был объявлен Национальным парком. Но, к сожалению, полученный материал носит отрывочный и непоследовательный характер, не позволяющий пока в полной мере понять то, что здесь происходило и связать это в логическую цепочку. Сейчас почти ничего неизвестно о событиях, происходивших в Мапунгубве на протяжении всей его истории, неизвестными остаются так же и имена местных правителей, датировки времени возникновения и падения государства имеют приблизительный характер. Другими словами – политическая история королевства Мапунгубве для историков полна пробелами. И, всё же, попытаемся в этом разобраться, опираясь на данные археологов, немногочисленные свидетельства из арабских источников, а также гипотезы и логические выводы историков, занимающихся этой проблемой.

Южноафриканское королевство Мапунгубве, образованное в самом начале Х в. н. э. в бассейне рек Лимпопо и Шаше, располагалось к юго-востоку от Большого Зимбабве. Народ зизо, бывший его создателем, появился в этом регионе примерно в VI-VII в. и до того момента вёл кочевой образ жизни, занимаясь преимущественно охотой на слонов, вслед за стадами которых он и пришёл в эти края. Неизвестно что заставило их осесть на земле, но если предположить, что их родиной были пустынные и бесплодные просторы Ботсваны, а это наиболее вероятно, то придя в долину Лимпопо, они были поражены её изобилием. Как и любой другой кочевой народ, их не интересовали плодородные почвы, а вот обилие водных ресурсов, не пересыхавших большую часть года, вполне могло повлиять на их решение остаться. Это, кстати, было одной из первых версий, высказанных людьми, хорошо знакомыми с суровыми реалиями жизни в Южной Африке, где самый ценный ресурс, это, безусловно вода. К тому же, такое решение выглядит логичным – не нужно было больше кочевать за слонами по выжженным солнцем равнинам, вместо этого, можно было просто ждать, когда они придут на водопой.

Долгое время считалось, что зизо были одним из племён группы народов банту, хотя и сейчас многие исследователи не отреклись от этой версии, однако представленный археологами материал, полностью это опровергает. Принадлежность к банту, приписывалась им, только основываясь на похоронной традиции зизо, бывшей идентичной с обрядами других племён принадлежавших к этой народности, за исключением лемба. Но когда археологи наткнулись на более ранние "захоронения” у подножия холма Мапунгубве, находка их озадачила – оказалось, что до VIII в. зизо вообще не хоронили своих покойников. Их просто относили недалеко от селения и бросали у холма, название которого переводится как – "место, где едят шакалы”, именно тогда, он и получил название. А традицию хоронить усопших в позе эмбриона, они переняли у каранга, проживавших по соседству, впрочем, как и многое другое из их культуры.

К моменту прихода зизо в междуречье Лимпопо и Шаши, здесь существовала довольно развитая культура Хой, со временем вытесненная пришельцами на восточный берег Шаши. Но прежде чем это произошло, они достаточно долго проживали по соседству и многому научились у этого народа, о котором известно ещё меньше чем о самих зизо. Не меньшее влияние на формирование их культуры, оказали и другие народы, проживавшие к северу, и уже в сформированном виде она приобрела некоторые черты, характерные именно для группы народов банту. Королевство Мапунгубве, сложилось в период между 920 и 950 гг. и с уверенностью можно говорить о том, что это было не племенное объединение, а именно государственное образование, имевшее сложную иерархическую структуру и чиновничий аппарат. Интересно, что настолько слаженного бюрократического механизма не было ни в одном из южноафриканских государств вплоть до колониального периода.

На вершине иерархической лестницы стоял король, обладавший всей полнотой власти, передававший её по наследству, о чём свидетельствует изучение костных останков, показавших высокую степень родства между ранними и более поздними правителями. Следом за королями шли их жёны, занимавшие очень высокое положение не только в обществе, но и правительственной структуре - в случае неожиданной смерти короля, мать малолетнего наследника правила страной на правах регента. На следующей ступени стояли чиновники – советники, "министры” и судьи, происходившие из знати, но далеко не всегда бывшие родственниками правящей верхушки. Немного ниже стояли жрецы, относившиеся к высшему классу, обладавшие огромным авторитетом и влиянием среди представителей всех сословий племени, но не имевшие никакого политического веса. Среди низших классов самое высокое положение имели ремесленники и торговцы, за ними следовали охотники, потом земледельцы и скотоводы, а замыкали эту сложную социальную структуру рабы, имевшие статус "неприкасаемых”.

Положение в обществе было ярко выражено местом проживания представителей высших, средних и низших классов, можно сказать буквальным образом: "Дворец” правителя, состоявший из комплекса каменных построек, находился на вершине королевского холма, в самом его центре и, предположительно, со всех сторон был окружён деревянными "казармами” воинов, хотя судить об этом со стопроцентной уверенностью сейчас затруднительно, так как от них ничего не осталось. Жёны короля жили отдельно, далеко от "дворца” правителя, их жилища так же строились из камня и образовывали собственный "двор” в восточной части холма. Чиновники, военные вожди и другие представители знати, селились на окраинах столицы, преимущественно в западной части, или на вершинах соседних холмов, в зависимости от положения, которое они занимали в "правительстве”. Жрецы жили уединённо от всех в священных рощах, где кроме них, никто больше не имел права строить жильё. Дома ремесленников и купцов располагались у подножия холма, а охотники и крестьяне жили в краалях, на равнинах по всей территории королевства.

К моменту возникновения Мапунгубве, ещё не сложилось племенное объединение машона и новообразованное королевство было первым государственным образованием на территории Южной Африки. С первых дней оно заняло доминирующее положение среди всех племён в округе, а сфера влияния королей распространялась далеко на север, где в районе Большого Зимбабве, тогда ещё небольшого поселения, жили лемба. Когда в 975 г. каранга создали обширное государство Мве-не Мутала, они оставались подвластны королям Мапунгубве и даже не пытались освободиться из-под их влияния. И это очень странно, ведь объединение машона включало более 17 племён, и было довольно многочисленным, население же самого Мапунгубве, на тот момент едва ли превышало 1000 человек. Это объясняется тем, что ещё до образования королевства, зизо имели налаженные торговые отношения с арабами, а через них, каранга тоже имели возможность приобщиться к этой торговле, зизо же выступали в качестве посредников. Главным предметом их экспорта было золото, медь, железная руда, слоновая кость, скот и сельскохозяйственная продукция, покупали они главным образом, металлические, стеклянные и керамические изделия, а так же предметы роскоши. Таким образом, ещё до возникновения Мономотапы, Мапунгубве было развитой и богатой торговой империей предвосхитившей появление своей наследницы.

Первая столица королевства находилась на холме Леопольда, известного больше как К2. Поначалу она благоденствовала, но начиная с 1020 г. подверглась серии нападений со стороны людей из племени леопардов. Нападавшие имели прямое отношение к культуре Хой, их предки проживали в этих землях задолго до прихода зизо, пока не были вытеснены ими на восток. Зизо защищались с переменным успехом, они были недостаточно многочисленны и слабы в военном отношении, в отличие от леопардов, имевших множество воинов, отличавшихся воинственностью и свирепостью. Первоначально эти нападения представляли собой череду набегов, сопровождавшихся грабежами, разрушениями и угоном скота, а это наносило наибольший вред королевству. Этот период ознаменовался некоторым ослаблением государства, крестьяне массово бежали, добыча золота и слоновой кости значительно снизилась, коммуникации были нарушены и срывались поставки арабским партнёрам. А поскольку всё в королевстве было ориентировано на торговлю, это грозило не только её благосостоянием, но и самим существованием.

В течение 50 лет зизо кое-как удавалось противостоять агрессии, их защищали укрепления на вершине холма и за это время столица ни разу не была захвачена, но страна была опустошена, а экономика её, находилась в плачевном состоянии. Король вынужден был пойти на переговоры с вождём племени леопардов, в обмен на мир он согласился уступить последнему часть территории, вместе со столицей на холме Леопольда. Сделка состоялась, и противники заключили не только мир, но и политический союз; вождь леопардов получал обширную область, где он был полным хозяином, но номинально признавал верховенство короля. Таким образом, королевство фактически сохраняло прежние границы, а король хотя и терял столицу и контроль над частью страны, но приобретал сильного, воинственного союзника и, по сути, вассала, что в скором времени сыграло решающую роль в превращении Мапунгубве в самое могущественное государство в регионе.

В 1075 г. зизо основали новую столицу, непосредственно на холме Мапунгубве, ставшим королевским холмом от которого впоследствии и пошло название возведённого на нём города, и самого королевства. Спустя несколько десятилетий, новообразованная столица намного превзошла прежнюю и затмила её и размерами и богатством. Королям удалось восстановить пошатнувшиеся позиции государства, а при помощи армии союзников-леопардов, устранить каранга, воспользовавшихся моментом и сосредоточивших почти всю торговлю с арабами в своих руках. Зарождение конкуренции, с одной стороны и методы борьбы с ней, с другой, стали предвестниками нового для Мапунгубве явления – территориальных завоеваний. Всё это стало возможным благодаря постепенной ассимиляции зизо и племени леопардов, бывших сначала лишь союзниками, а спустя какое-то время, по непонятной причине, несмотря на своё качественное и количественное превосходство, оказавшихся фактически в подчинённом положении. По всем признакам никакой дискриминацией это не сопровождалось, а условное верховенство зизо выражалось только более высокой степенью их развития. Так или иначе, к концу XII в. все грани между двумя народами окончательно стёрлись.

Поначалу, подчинение территорий других объединений не входило в планы королей Мапунгубве. Но после небольшой торговой войны с правителями Мономотапы, закончившейся победой зизо и переходом под их контроль небольшой области на юге Зимбабве, они перешли к агрессивным действиям против соседей. Но вызвано это было не имперскими устремлениями, а прежде всего коммерческими интересами, что включало борьбу за выход к побережью Мозамбикского пролива, благодаря чему, короли Мапунгубве надеялись полностью удушить торговлю каранга, остававшихся их главными конкурентами. В начале XIII в. война приобрела ожесточённый характер, в этот период были завоёваны огромные площади на территории современных Ботсваны, Зимбабве и ЮАР, но продвинуться на восток к океану никак не удавалось. Все попытки прорваться вдоль среднего течения Лимпопо закончились неудачно, это направление было самым лёгким путём, а, следовательно, и наиболее предсказуемым, что давало каранга ряд преимуществ. Но короли Мапунгубве не собирались отступать, собрав силы, они изменили маршрут вторжения, и с огромными усилиями перевалив через Драконовы горы, захватили территорию Южного Мозамбика и в 1220 г. вышли мысу Барра. Это стало периодом наивысшего расцвета королевства, на ближайшие 30 лет превратившегося в самое могущественное государство в Южной Африке. Благодаря наличию порта на побережье, короли начали диктовать свои условия арабским торговцам и сами получили доступ к более широким рынкам. Но как торговая, так и политическая гегемония Мапунгубве, была явлением кратковременным. Силы его были подорваны, доставка товара на побережье на практике оказалась делом очень хлопотным, требовавшим немалых усилий, а удушить торговлю Мономотапы им так и не удалось. В придачу ко всему, изменения климата, ставшего более холодным и сухим, привели к необратимым процессам, в результате чего, страна постепенно превращалась в бесплодную пустыню. В 1250 г. каранга сначала перерезали все коммуникации между Мапунгубве и Иньямбане, а вскоре и вовсе вытеснили их с побережья и захватили все рынки, полностью сосредоточив торговлю в регионе в своих руках. В течение всего нескольких лет, зизо потеряли и торговую гегемонию, и все свои завоевания, а после череды жестоких неурожаев, в стране начался голод и падёж скота. Примерно в 1270 г. они собрали остатки своих стад и всем народом ушли в неизвестном направлении. Королевство Мапунгубве прекратило своё существование и больше никогда не возрождалось.


Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru
При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА НАШ ПОРТАЛ И ВСТАВИТЬ СЕБЕ НА САЙТ

Искать материалы на тему

Зимбабве, Племя, Королевство_Мапунгубве, Южная_Африка, Лимпопо, зизо, ЮАР, каранг

Категория материала:

южная африка

Просмотров материала:

518

Дата добавления материала

28.07.2016, 11:48

КОММЕНТАРИИ

комментарии пользователей
avatar


Мобильная версия сайта
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
легкая версия


Гость
профиль настроить
сообщения 
регистрация
вход выход


ВИДЕО МУЗЫКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ЦИТАТНИК

МАТЕРИАЛЫ
ЦИВИЛОПЕДИЯ93
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОТКРЫТИЙ49
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ КОСМОСА169
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД2
ЗАГАДКИ КОСМОСА
ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СЛЕДЫ БОГОВ
21
ВИДЕО МУЗЫКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ19

НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ КОСМОСА
Найдена древняя эфиопская мечеть
Обнаружен сервиз 15 столетия

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ЗАГАДКИ КОСМОСА ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СЛЕДЫ БОГОВ
Машинная обработка камней в древности, пропилы на камнях

ЦИВИЛОПЕДИЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОТКРЫТИЙ
Антикитерский механизм
Багдадская батарейка

ТЕМЫ ФОРУМА
Найдена древняя эфиопская мечеть
Обнаружен сервиз 15 столетия

ОПРОС

Какая цивилизация самая великая?

СТАТИСТИКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Онлайн 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 


ТЕГИ
ANCIENTCIVS.RU 2015 дизайн контент сайта являются уникальными защищены авторским правом. Скопировав материал - обратная ссылка обязательна!