ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИмезоамерика

Исапская культура

«Современным ученым, для более подробного изучения зарождения уникальной цивилизации майя и исчезновения их загадочных предшественников в лице ольмеков, следовало найти связующую точку между двумя великими индейскими народами Мезоамерики. Таким переходным пунктом явилась исапская культура.»
Исапа, располагается на территории штата Чьяпас (юго-восток Мексики), неподалеку от одноименной реки и вулкана Такана. Данное поселение имеет площадь более 2 км. Изучение данной культуры началось в 40-е гг. 20 века, а широкомасштабные раскопки начались в 1962 году.  Благодаря обнаруженным археологическим находкам, ученые  определили, что местные постройки сооружены в период между 600 г. до н. э  и 250 г. н.э. , т.е. в эпоху заката ольмеской цивилизации и зарождения  культуры майя.  Есть предположение, что исапская культура возникла около 1500 г. до н.э. и по своему возрасту ровня для ольмекского города Ла-Вента. Сравнительная малая территория сооружений исапского стиля (юго-восток Мексики, гватемальский археологический поселок  Абах-Такалик и  тихоокеанское побережье обоих стран) и короткий срок процветания,  не позволяет формулировать данное археологическое поселение, как полноценную цивилизацию. Однако и отрицать, что Исапа являлась плодом ольмекской культуры, усовершенствовав ее и давшей начало цивилизации майя, также нельзя. На сегодняшний день к творениям исапского искусства относятся архитектурные находки  в Эль-Бауле, Чоколе, Бильбао, Эль-Хобо (Гватемала), на побережье Веракруса и все старинные  индейские постройки штата Чьяпас. Вопрос о происхождении местного населения до сих пор вызывает вопросы у этнологов, изучающих мезоамериканские индейские народы. Точно известно, что  исапцы разговаривали на языке тапачультеко (зоквейская группа), которая до наших дней не дошла. Таким образом, гипотеза о языковой близости с  народом майя не соответствует действительности.

Исапа располагается на холмистой местности,  которая, несмотря на близость с местным вулканом,  почва плодородна и  пригодна для сельского хозяйства. Здесь имеются 8 отличающихся друг от друга групп курганов, которые скрывают пирамиды-усыпальницы знатных особ и вождей. Исапская культура оставила после себя довольно богатый урожай: примерно 89 стел, около 60 алтарей, 3 трона, несколько пирамид, 2 поля (вероятно для игры в мяч) и другие не менее значительные монументы. Исапцы довольно умело использовали архитектурные познания ольмеков для постройки собственных сооружений. В религиозном культе местного населения видное  место занимает ягуар, почитались и другие животные. Однако главенствующее положение в религиозном пантеоне у исапцев занимает рептилия.  Люди на стелах в основном изображаются группами. Большинство сцен на них носят светский характер. Люди на них богато одеты и украшены перьями. Среди персонажей стел также обнаружены беременные, старики, горбуны, карлики и даже близнецы. Имеются и сцены сражений, где воины держат в руках голову побежденного противника. Несмотря на то, что Исапа строился как религиозный центр,  архитектурные сооружения  с  божествами часто отходили на второй план.  Однако именно отсюда берет свои корни вероисповедание майя.

Здесь развивается  культ  ночного божества и бога  дождя, вскоре получившего имя  Чак (главное божество у майя) или "длинногубый бог". На территории Исапы, большинство религиозных стел имеют черты "длинногубый бога". Некоторые персонажи на исапских монументах имеют мифологические черты. Встречаются монументы с изображением странных крылатых существ. Большинство стел содержит различные знаки – пиктограммы. Ученые  предполагают, что данные знаки были нарисованы значительно позже после постройки данных сооружений. Они считают, что исапцы не имели собственной письменности и утверждают, что  пиктограммы – дело рук эпиоольмекских мастеров. Однако факт отсутствия своего письма на Исапе до сих пор не доказан. Располагающийся  на юге Гватемалы архитектурный поселок Абах-Такалик, своими насыпными холмами, которые разбросаны по всей площади данного поселения, отдаленно напоминает исапскую культуру.  В самом центре располагается громадный камень, на котором имеется изображение бородатого ягуара-оборотня. Еще одна интересная находка – это стела Герерра, обнаруженная в 1932 году  в Эль-Бауле,  расположенной  на юго-востоке от Абах-Такалика. В правом углу данного археологического памятника изображен человек в профиль, с интересным головным убором  и копьем в руке. Над его головой изображены облака. В левом углу в вертикальном состоянии нарисованы различные знаки и черточки. Расшифровка некоторых пиктограмм позволила определить, что некоторые из них подразумевают определенную дату. Этой датой являлся 36 год н. э. Это календарная запись вряд ли относится к  равнинному календарному летоисчислению майя. Ряд ученых довольно уверенно относят данную стелу к исапской культуре. Местные алтари отличались по форме. Некоторые из них  строились в форме лягушки, символизирующей дождь. Однако жрецы Исапы  не отказались и от  трехуровневой модели алтаря своих культурных предшественников – ольмеков. Усовершенствовав архитектурную структуру данного сооружения, исапцы делали вход в алтарь узким, а у выхода располагалась стела, имевшая зауженный верх. Данная модель свидетельствует о вере местного населения в потусторонний мир и переселение душ. У некоторых алтарей отсутствие стелы у входа компенсировалась  своеобразным внутренним пещерным уровнем или узким помещением. Следы исапской культуры прослеживаются и в Монте-Альто, которая считалась  ровесником Исапы и ее главным соперником. На этой территории расположенной неподалеку от   Эль-Бауля найдены примитивные  сидячие статуи людей с толстыми животами  и щеками. Изначально ученые предполагали, что данные постройки принадлежат ольмекским мастерам. Однако обнаруженные позже глиняные черепки опровергли данную версию.

Сравнительно недавно,  ряд ученых выдвинул гипотезу насчет знаменитого 260-дневного календаря. Они относят это уникальное творение  именно к исапской культуре, а не к  цивилизации майя. В защиту своего утверждения предъявляют тот факт, что по своему удобному географическому положению и наличию  богатого набора письменного материала, Исапа идеальное место для проведения астрономических расчетов. Однако данная гипотеза не пользуется широкой популярностью среди исследователей мезоамериканских индейских народов и не имеет других доказательств в пользу своей версии.

Археологические находки, найденные в Исапе, начиная с 1973 года стали темой для описания в ряде исторических трудов. Одним из исследователей мезоамериканских цивилизаций ( прежде всего народа майя), в том числе и исапской культуры является известный американский археолог и эпиграфист Майкл Дуглас  Коу, который одним из первых в своих письменных трудах определил,  что Исапа была самобытной культурой, процветавшей в период после исчезновения  ольмекской цивилизации и до начала расцвета не менее великой цивилизации Центральной Америки – индейского народа майя. 
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
Исапа, главная пирамида
Исапа, главная пирамида
Исапа, главная пирамида
в период расцвета Исапа насчитывала 160 построек
в период расцвета Исапа насчитывала 160 построек
в период расцвета Исапа насчитывала 160 построек
вулкан Такана, видимый из Исапы на север
вулкан Такана, видимый из Исапы на север
вулкан Такана, видимый из Исапы на север
архитектурные сооружения Исапы
архитектурные сооружения Исапы
архитектурные сооружения Исапы
Исапа и другие значимые места формационного периода на карте
Исапа и другие значимые места формационного периода на карте
Исапа и другие значимые места формационного периода на карте
Исапа, группа
Исапа, группа
Исапа, группа
Исапская стела 5, или камень
Исапская стела 5, или камень
Исапская стела 5, или камень