ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИсеверная индия

Хараппская цивилизация

«Хараппская цивилизация – одна из величайших загадок мировой истории. По-настоящему, ее открыли только в XX веке. Сначала исследователи воспринимали ее как нечто чуждое всей остальной истории Индии. Только исследования последних десятилетий показали, что Хараппская цивилизация – закономерный этап развития культур Северной Индии и Пакистана.»
До сих пор эта цивилизация может предоставлять сюрпризы. Не все ее поселения раскопаны полностью. Лингвистам не удалось расшифровать язык, на котором говорили жители Хараппы и Мохенджо-Даро. Знания о религии и политической власти в долине Инда тоже остаются на уровне догадок. Было ли это единое государство, несколько государств или множество независимых городов?

Начало Хараппской цивилизации

Первые следы древнейшей цивилизации Индостана были обнаружены англичанами еще в первой половине XIX века. Впервые, небольшие раскопки в Хараппе были проведены в 1875 году английским археологом Л. Каннингхэмом. Он нашел круглую печать, один из символов Хараппской цивилизации, и обратил внимание на древность этого города. Но регулярные работы на этом месте начались только через полвека.

В 1921 году индийский археолог Д. Р. Сахни начал вести систематические раскопки в Хараппе. Через год другой индиец, Р. Д. Банерджи открыл Мохенджо-Даро. После этого в долине Инда начались систематические археологические исследования, которые проводились учеными и археологами из Англии и других европейских стран.

До сих пор нет четкого ответа на вопрос о происхождении Хараппской цивилизации. Исследователи середины XX века считали, что цивилизация на Инде была основана переселенцами из Месопотамии. Их оппоненты отстаивали противоположное мнение – Хараппская цивилизация породила Шумерскую. Другие ученые связывали появление Хараппы и других городов с индо-европейскими миграциями.

Исследования 1970-1980-х годов показали, что Хараппская цивилизация была закономерным этапом развития земледельческих культур этого региона. В Синде, Белуджистане и долине Инда уже в VII и VI тысячелетиях до н.э. существовала неолитическая земледельческая культура. В V тысячелетии население этих земель освоило медь и расписную керамику. Носители этой культуры строили прямоугольные дома с комнатами.

К концу V тысячелетия до н.э. предки строителей Хараппы освоили гончарный круг. Еще через тысячу лет жители Белуджистана установили регулярные контакты с Иранским плато и югом Средней Азии.

На юге Белуджистана и Синда наибольшего развития добились культуры Кулли и Амри-Наль. Носители этих культур искали новые земли для поселения и освоили долину Инда. Они распространили все лучшее, что было у земледельческих культур Синда и Белуджистана: обработка металла, планировка поселений.

Период 3200-2600 гг. до н.э. называют Ранней Хараппой. В этот период складывались первые городские поселения, носители этой культуры одомашнивали зерновые культуры. В конце периода Ранней Хараппы поселения начинали превращаться в крупные города. По данным исследователей, сельское население переселялось в новые урбанистические центры.

Период Зрелой Хараппы

Период расцвета цивилизации индских городов занимает около 700 лет – XXVI-XIX вв. до н.э. Хараппская цивилизация занимала территорию долин рек Инда и Сарасвати, достигала Гуджарата на юге, Мекрана – на западе и предгорий Гималаев на северо-востоке. Внутренние районы Белуджистана испытали на себе влияние Хараппской культуры, но не стали ее частью.

В период зрелой Хараппы происходит расцвет городов этой цивилизации. Крупнейшие из них – Хараппа и Мохенджо-Даро. У всех городов есть общие черты и отличия. Для всех них характерна одинаковая структура, схожие артефакты и архитектура зданий.

Великая баня в Мохенджо-Даро была уникальной, но во многих городах существовали бассейны с водой. Вероятно, омовение играло важную роль в жизни древних индийцев. В некоторые городах находят огненные жертвенники и места для жертвоприношения животных. Иногда они располагались в общественных местах, иногда – в домах, где, вероятно, служили семейными святилищами. Предполагают, что Хараппская цивилизация состояла из общин с общей идеологией, имевших разные традиции и, вероятно, этническое происхождение.

Большинство людей Хараппской цивилизации были земледельцами и скотоводами. Они имели возможность приобретать ремесленные изделия, которые делали горожане. Земледельцы жили в деревнях и выращивали ячмень, пшеницу, бобы. Скотоводы основывали временные поселения в местах, куда они пригоняли на выпас своих животных.

Индийцы путешествовали между городами в воловьих упряжках. Товары перевозили на спинах вьючных животных или по воде. Часть минералов добывалась на территориях, принадлежащих Хараппским городам. Другие поступали от жителей соседних регионов. Медь и оловянную руду поставляли жившие в холмах Аравалли носители культуры Джодпура-Ганешвар, мед и слоновую кость – охотники-собиратели из земель к югу от Инда и Сарасвати.

Города

Для городов этого народа характерно разделение поселения на нижний город и укрепленную цитадель. В городах действовала эффективная система дренажа. Часто, города окружали промышленные районы. Крупнейшие центры, как Хараппа и Мохенджо-Даро, специализировались на производстве разных ремесленных изделий. Маленькие города сосредотачивались на чем-то одном. Например, жители города Нагешвар в Гуджарате создавали ремесленные изделия из морских раковин и ловили рыбу в заливе Кач.

С городами долины Инда связаны две загадки. Хотя в них есть разделение на нижний город и цитадель, в городах не удается найти монументальные храмы и дворцы, которые характерны для монархий Древнего Востока. Нет и монументальных гробниц или надписей, в которых правители прославляли бы свои деяния. Это вызывает вопрос: какой была политическая организация городов Инда?

Вторая загадка – отсутствие (судя по данных археологии) каких-либо военных конфликтов между городами Хараппской цивилизации или соседними культурами. Хотя города окружали высокие и прочные стены, нет следов их осад. Похоже, что укрепления возводили против наводнений и для управления потоками людей и товаров, входящих в город.

Больше всего поселений существовало на территории современной пустыни Чолистан в нижней части долины Сарасвати. Поселения региона были разного размера – от 2 до 100 гектаров. Здесь соседствовали деревни и небольшие города. В долине Сарасвати был один действительно крупный городской центр – Ганверивала. Он занимал территорию 80 гектаров и по размеру приближался к Мохенджо-Даро.

Земли к востоку от Ганверивалы у истоков Сарасвати тоже были плотно заселены. Города этого региона занимали территории около 10-30 гектаров. В месте слияния рек Сарасвати и Дришадвати был построен крупный город Калибанган.

Самым южным регионом, которого достигли хараппские поселенцы, был Гуджарат. Во внутренних районах этой провинции находят многочисленные сельские поселения выходцев из долины Инда. Прибрежные Хараппские города специализировались на морской торговле. Крупнейший город Дхолавира занимал территорию 60 гектаров. Важнейшим портовым городом был Лотхал, в котором процветала торговля, и который привлекал морских торговцев наличием защищенной бухты, а также присутствием рисовых и хлопковых посадок. Здесь, помимо керамических и медных изделий, археологи нашли бусы и предметы из полудрагоценных камней. В Пенджабе, напротив, было мало городов. Предположительно, отсутствие городов связано с большим значением для этого региона скотоводства. Единственным крупным городом Пенджаба была сама Хараппа. К северо-востоку в предгорьях Гималаев было основано еще несколько городов. Крупнейшим городом на территории провинции Синд был Мохенджо-Даро.

Для большинства городов характерны благоустроенные дома из кирпича, система канализации, прямые улицы. Города окружались стенами, за пределами которыми к поселению жались пригороды. Были и региональные особенности. Камень при строительстве городов использовали, в основном в Гуджарате. В Мохенджо-Даро шире, чем в других городах, при строительстве использовали обожженный кирпич.

Торговля

Торговые пути между Ираном и Индией пролегали через территории современных Сеистана и Афганистана. В III тысячелетии до н.э. действовала торговая сеть, созданная Эламом. В городах долины Инда обнаруживают чаши из хлорита. Такие чаши делали в эламском городе Тепе-Яхма, и их находят в Месопотамии, на Иранском плато, на побережье Персидского залива и в городах Инда.

К концу III тысячелетия структура внешней торговли изменилась. Прежде государства Месопотамии были основным покупателем сырья, которое шло с Иранского плато и дальше – из долины Инда. Теперь Месопотамия переключилась на торговлю в Персидском заливе. Одновременно угасли контакты между Хараппскими городами и Сеистаном. Торговый путь между Северной Индией и Междуречьем пришел в упадок. Малое число индийских вещей, относящихся к этому периоду, находят на территории Иранского плато: в Сузах, Тепе-Яхма и других городах.

С середины III тысячелетия до н.э. Месопотамия и города долины Инда продолжили контакты. Но теперь торговля шла по морю. Это позволило обеим сторонам не зависеть от посредников. Города Хараппской цивилизации получили доступ к ресурсам и рынкам побережья Персидского залива.

В это время на побережье Аравийского моря в регионе Мекран появились новые поселения хараппцев, что отражает развитие торговли с заморскими землями. Города выходцев из долины Инда в Мекране имели сильные укрепления, потому что располагались на чужой территории. Поселения возводились на побережье в устьях сезонных рек, который обеспечивали доступ во внутренние районы страны.

Индское поселение Суткаган-Дор – самый западный город Хараппской цивилизации. Площадь Суткаган-Дора – четыре с половиной гектара. Город имел обычную для Индских поселений структуру – цитадель и нижний город. У Суткаган-Дора были крепкие каменные стены толщиной 8 метров, снабженные башнями. Не все хараппские города Мекрана были торговыми портами. Поселение Сонмиами, похоже, было просто рыбацким поселком, жители которого не участвовали в международной торговле. Города Аллахдино на реке Малир не был портом, но служил центром перераспределения товаров.

К XXIV веку до н.э. хараппцы начали плавать непосредственно в Междуречье. Доказательств, что шумеры и аккадцы заплывали на восток дальше Магана нет. В текстах месопотамских городов упоминаются три страны, с которыми велась торговля: Дильмун, Маган и Мелухха. Предполагают, что под именем «Мелухха» шумерам и аккадцам была известна Индская цивилизация. В текстах Междуречья писали, что из этой страны привозили дерево, сердолик и слоновую кость.

Правитель Лагаша Гудеа приказал построить в подвластном ему городе Гирсу большой храм. Материалом для него послужил сердолик из Мелуххи. Выходцы из долины Инда жили в Междуречье, как постоянные торговые представители.

Основным товаром, который индийцы поставляли соседям, была медь и медные изделия. На территории современного Афганистана недалеко от копей ляпис-лазури индийцы основали город Шортугай, откуда на запад отправлялись караваны с лазуритом.

Религия, погребения

Умерших клали в овальную или прямоугольную яму. Ее дно делали из глиняных кирпичей или тело человека клали в деревянный гроб. Умерший лежал на спине головой на север. Иногда тело заворачивали в саван из ткани или тростника. Умершему оставляли украшения, которые он носил при жизни. Иногда рядом с женщинами клали медные зеркала. Возможно, их воспринимали как объекты, с помощью которых можно было заглянуть в иной мир. Иногда над могилами сооружалась земляная или каменная насыпь.

В Хараппе и Лотхале могилы располагали бессистемно. Более поздние погребения часто занимали место прежних. Инвентарь старых могил ломали, а кости выбрасывали.

В Лотхале нашли несколько могил, где было погребено два человека. Высказывали предположение, что останки принадлежали вдовам, которые решили последовать за мужьями. Но, по крайне мере, в одной могиле оба скелета мужские.

Допускают, что жители Индских городов могли использовать другие способы погребения, например, кремацию. На кладбище в Калибангане нашли участки обугленной земли, а в Хараппе обнаружили урны с керамическими изделиями, пеплом и костями.

Предполагают, что уже в эпоху Хараппы у ее жителей были разные религиозные взгляды. Жители городов древней цивилизации могли иметь разное этническое происхождение, и они контактировали с различными соседними культурами, которые влияли на их религию.

Судя по обилию водных объектов в городах долины Инда, самое грандиозное из которых «Большая баня» в Мохенджо-Даро, вода играла ключевую роль в религиозных практиках древних индийцев. Предполагают, что религиозные обряды сопровождались омовениями. На основании иконографии исследователи делают вывод, что жители древних городов воспринимали небеса, как воду, в которой плавают Солнце, Луна и звезды.

Изображения на печатях должны были быть связаны с религиозными верованиями индийцев. Здесь видят изображения мужских и женских божеств в виде растений и животных. Изображенные на некоторых печатях единороги не принадлежали к земному миру, но могли быть частью мира богов из верований жителей Индских городов. Предположительно, были и местные культы, которые отражали прошлое разных групп, входивших в Хараппскую цивилизацию. В долине Инда обнаружено много терракотовых женских статуэток, в которых сейчас видят изображение богини-матери. Они напоминают статуэтки, которые раньше делали жители Индо-Иранского пограничья. В Гуджарате и долине реки Сарасвати жители приносили в жертву животных через сожжение.

Упадок Хараппской цивилизации

После семи столетий процветания города Инда около 1900 года до н.э. начали приходить в упадок. В начале II тысячелетия до н.э. Хараппская цивилизация перестала существовать как единое целое. После ее упадка река Инд перестала быть центром цивилизации Индии, уступив эту роль Гангу.

Горожане перестали следить за дренажными системами, дома начали строиться хуже, общественные учреждения прекращали работать. Некоторые города были покинуты. Жители городов переселялись из прежних центров долины Инда на окраины цивилизации, в частности, в Гуджарат. Причину упадка долины Инда видят в эпидемиях, в частности – малярии. Другая причина упадка городов – высыхание реки Сарасвати. Это приводило к оставлению городов и переселению их жителей дальше на восток.

Морская торговля тоже пришла в упадок. В качестве одной из причин считают проблемы в Месопотамии. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые города южного Междуречья были оставлены из-за засоления почв, и внимание властей обратилось к Северной Вавилонии. Это привело к сокращению морской торговли в Персидском заливе.

В период Поздней Хараппы продолжалось развитие сельского хозяйства. В предшествовавшую эпоху индийцы выращивали ячмень, пшеницу и бобовые, что было характерно для многих земель от Западной Европы до Иранского плато. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. индийские земледельцы начали выращивать рис и просо, которые лучше подходили для этого региона.

На севере Хараппской цивилизации в 1900-1300 гг. до н.э. существовала «Культура кладбища H», названная так по кладбищу в Хараппе. Для ее носителей характерна кремация покойных. В зоне этой культуры погребения в деревянных гробах соседствуют с урнами для кремированных останков.

В восточной части ареала Хараппской культуры в этот период идет ее распространение на юг в междуречье Ганга и Джамны. Некоторые из городов этого междуречья существовали со времен Зрелой Хараппы (Митатхал), другие были основаны переселенцами, как Бара. Переселение было связано с высыханием Сарасвати и выращиванием риса, для которого больше подходили земли междуречья Ганга и Джамны. К 1300 году до н.э. старые города Хараппской цивилизации были покинуты.

Хараппа – город, давший название цивилизации

Первое поселение на месте Хараппы появилось в IV тысячелетии до н.э. В период Ранней Хараппы поселение развилось в крупный город, занимавший территорию 25 гектаров. Уже в эту эпоху он был центром многих ремесел. Тогда же город приобрел структуру, характерную для поселений цивилизации долины Инда – нижний город и цитадель. Постройки цитадели Хараппы были разграблены строителями во время работ по прокладке в этих местах железной дороги в XIX веке.

В период расцвета Индской цивилизации Хараппа занимала территорию около 150 гектаров, а ее население оценивают в 23 тысячи человек.

Город был ориентирован с севера на юг. Как и Мохенджо-Даро, который изучен существенно лучше, Хараппа имела прямые широкие улицы. От общественных уборных вдоль улиц пролегали стоки, которые были связаны с более крупными.

Дома в Хараппе были одно- и двухэтажными. Окна выходили на боковые улицы. Средняя толщина стен была 70 сантиметров, высота потолком – 3 метра. У окон были ставни и решетки, встроенные в само здание.

Основным материалом для строительства домов служил обожженный кирпич. Двери и оконные рамы делались из дерева. При строительстве также использовали глиняную и гипсовую штукатурку.

В первой половине II тысячелетия до н.э. в Хараппе заметны следы упадка, хотя они не выражены также ярко, как в Мохенджо-Даро. Водостоки Хараппы больше не содержались надлежащим образом. При строительстве использовали кирпич разрушенных зданий. Трупы животных оставляли лежать на улицах, а умерших людей относили в заброшенные дома вместо достойного погребения. Тем не менее, город продолжал жить и просуществовал примерно до 1300 года до н.э.

К этому периоду относится новый способ погребения – кремация и собирание костей умерших в урны. Анализ костей кремированных показал, что эти люди отличались от предыдущих жителей Хараппы. Керамика этого периода сохраняет традиционные черты и приобретает новые. На керамике изображают звезды, пунктирные круги, людей с длинными волосами. Похожий стиль был характерен для поселений Северного Афганистана.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
входные врата и дома древнего города Хараппа
входные врата и дома древнего города Хараппа
входные врата и дома древнего города Хараппа
жизнь хараппцев, Индская цивилизация, 2500-1600 гг. до н.э.
жизнь хараппцев, Индская цивилизация, 2500-1600 гг. до н.э.
жизнь хараппцев, Индская цивилизация, 2500-1600 гг. до н.э.
руины древней Хараппы, вид сверху
руины древней Хараппы, вид сверху
руины древней Хараппы, вид сверху
фрагмент сосуда из  Чанху-Даро, красная керамика, 2500 г. до н.э.
фрагмент сосуда из Чанху-Даро, красная керамика, 2500 г. до н.э.
фрагмент сосуда из Чанху-Даро, красная керамика, 2500 г. до н.э.
руины древнего города Мохенджо-Даро, Хараппская цивилизация, Пакистан
руины древнего города Мохенджо-Даро, Хараппская цивилизация, Пакистан
руины древнего города Мохенджо-Даро, Хараппская цивилизация, Пакистан
настольная игра Индской цивилизации
настольная игра Индской цивилизации
настольная игра Индской цивилизации
«Большая баня» в Мохенджо-Даро, Пакистан
«Большая баня» в Мохенджо-Даро, Пакистан
«Большая баня» в Мохенджо-Даро, Пакистан
оживленная речная и морская торговля городов Хараппской цивилизации
оживленная речная и морская торговля городов Хараппской цивилизации
оживленная речная и морская торговля городов Хараппской цивилизации
печать с единорогом, 2200 г. до н.э., Хараппская цивилизация
печать с единорогом, 2200 г. до н.э., Хараппская цивилизация
печать с единорогом, 2200 г. до н.э., Хараппская цивилизация
ареал и основные города Индской цивилизации
ареал и основные города Индской цивилизации
ареал и основные города Индской цивилизации