ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА

Элладская цивилизация

«Элладская цивилизация - термин археологии, применяющийся к эпохе периода бронзового века на территории материковой Греции и островах Эгейского моря (2800-1060 гг. до н.э.). Условно подразделяется на раннеэлладский, среднеэлладский и позднеэлладский периоды. Данная периодизация основана на археологических находках, главным образом, керамике.»
Раннеэлладский период (2800-2100 гг. до н.э.) относится к первобытнообщинному строю, для него характерен невысокий уровень материальной культуры. Население материковой Греции этого периода называлось позднейшими греческими авторами пеласгами. Скорее всего, оно не принадлежало к индоевропейцам.

Керамические изделия изготовлены без использования гончарного круга. Только к концу периода появляются первые предметы из бронзы и серебра. К концу периода также относится появление первых укрепленных поселений, достаточно развитых для своего времени. На территории поселений, в частности, найдены остатки металлургических мастерских. Во время археологических раскопок обнаружено типичное пелопонесское поселение раннеэлладского периода в Лерне. Оно расположено на холме, превращенном в укрепленный акрополь. Помимо керамических изделий были обнаружены глиняные печати.

Среднеэлладский период (2100-1550 гг. до н.э.) характеризуется вторжением на территорию Греции северных племен ахейцев, которое сопровождается разрушением существующих поселений и возникновением, иногда на их месте, новых. Ахейцы частично истребили, частично ассимилировали коренное население. Они являлись непосредственными предшественниками греческого этноса.

Отличительной особенностью пришельцев было владение ими обработкой металла. Керамические изделия производились с использованием гончарного круга (минийская керамика). Основными занятиями ахейцев были земледелие и скотоводство.

Найдено большое количество курганов среднеэлладского периода, имеющих явное сходство с аналогичными захоронениями на севере Греции. В курганах обнаружено большое количество оружия, украшений и керамики.

Схожесть материальной культуры пеласгов и ахейцев способствовала преемственности в развитии. В это время уже выделяются крупные земледельческие поселения - Микены и Тиринф. Складываются предпосылки для возникновения классического деления Греции на полисы. Географические условия (плодородные долины, разделенные естественными границами) приводят к независимому существованию отдельных родовых общин. Отсутствует стремление к объединению в единое государство, в отличие от Критской цивилизации.

Уже в этот период население материковой Греции прокладывает морские торговые маршруты. Активная торговля велась с Кикладскими островами, которые связывали Пелопонесс с Критом.

Позднеэлладский период (1550-1060 гг. до н.э.) является наивысшим периодом развития Элладской цивилизации и напрямую связан с расцветом Крито-Микенской цивилизации. Центрами этой цивилизации в эпоху ее расцвета были: Микены, Пилос, Иолк; существовали развитые укрепленные центры на островах Эгина, Кеффаления и Левкас. Микенская цивилизация получила свое название в результате археологических работ Генриха Шлимана, который впервые открыл микенские гробницы. К позднеэлладскому периоду относится большинство крупных микенских археологических памятников. Самые известные из них - шахтовые гробницы, в которых обнаружены наконечники копий, мечи, кинжалы, украшения из драгоценных металлов и электрона (электрума) - сплава из серебра и золота. В XIV в. до н.э. в наиболее развитых центрах Элладской цивилизации строятся величественные крепости и царские дворцы.

Микенский дворец - одно из самых грандиозных сооружений этого периода. Дворец окружен огромными стенами до 6 метров толщиной. Во дворце имелся открытый и просторный двор, парадный зал, жилые помещения, святилище. Стены парадного зала украшали фрески с изображениями различных военных и охотничьих сцен. Несомненным достижением эпохи было создание крито-микенской письменности. На Крите письменность возникает еще в XVIII в. до н.э. В современной науке эта письменность получила название линейное письмо А вследствие того, что записи представляли собой линии, начертанные на глиняных табличках. Данный вид письменности до сих пор не получил окончательной расшифровки. В XV в. до н.э. на Крите получает распространение линейное письмо Б. В его расшифровке были достигнуты успехи за счет использования расшифрованной кипрской письменности. Одновременно с этим успехом была подтверждена теория о том, что после упадка Элладской цивилизации, часть ее представителей переселилась на Кипр. В XIV- XII вв. до н.э. линейное письмо Б распространяется на материковую Грецию. Большой количество табличек было обнаружено при раскопках города Пилоса. Таблички представляют собой административно-хозяйственные отчеты, содержащие экономические сведения, распределение повинностей, различные списки, документы, связанные с обеспечением военных нужд. Встречается множество географических названий и имен собственных, совпадающих со сведениями Гомера.

Так, расшифровка табличек из Пилосского дворца позволяет с уверенностью утверждать, что именно о нем приводит сведения Гомер. Это был центр крупного Пилосского царства, включающего территории Мессении, Трифилии и части Аркадии. Согласно надписям, жителями этого царства были основаны первые поселения на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии.

Несомненно, что необходимость письменности при ведении хозяйства возникла в связи с развитием дворцовых комплексов. В середине XX века во время раскопок были впервые найдены таблички с надписями на территории частного дома, а не во дворце.

Во главе Пилосского царства стоял царь (ванака). Главным помощником и, возможно, заместителем царя был воевода (лавагет), который занимался всеми военными делами, собирал налоги, распределял повинности. В табличках упоминаются и другие административные должности, функции которых до конца не выяснены (терета, басилеи и др.). Вероятно, в их ведении находилось управление мелкими сельскими территориями.

Расшифровка линейного письма Б дает возможность сделать некоторые выводы о структуре пилосского общества. Пилос являлся одним из центров материковой Греции этого периода и представлял собой город-государство с царской властью. Основным источником прибыли царей была земля, которая являлась государственной собственностью. Существовала развитая система правовых земельных отношений. Весь земельный фонд был разделен на индивидуальные и общинные поля, которые находились в ведении государственной власти. Единицей измерения земельных участков была мера зерна, размер которой не выяснен. Однако, известно соотношение земельных участков: царские земли - 1800 мер зерна, земли лавагета - 600 мер, участки рядовых жителей - 9-10 мер. Земельной собственностью обладали жрецы. Таблички дают большое количество сведений о развитых арендных отношениях. В аренду сдавались участки из т. н. общественного земельного фонда и храмовые земли. Женщины принимали участие в аренде на равных правах с мужчинами. Вероятно, большими правами обладали женщины и в других областях общественной жизни. В Пилосском царстве большую роль играли ремесленники, положение которых было несколько лучше, чем у рядового населения. Материал для производства они получали от государства, которое и приобретало произведенную продукцию.

Большое значение в хозяйстве дворца имело применение рабского труда. Записи не имеют информации о наличии рабов-мужчин, которых, скорее всего, сразу же после взятия в плен убивали. Зато широко применялся труд рабынь, занимавшихся различными женскими хозяйственными работами.

В Греции возникает несколько развитых крупных городов-государств (Микены, Тиринф, Аргос). В условиях постоянных междоусобных войн в строительстве городов большое значение придавалось укреплениям. Характерно обязательное наличие мощных стен и царских дворцов, представляющих из себя последний рубеж обороны. Остатки огромных каменных стен (глыбы весом до 5 тонн) были позднее названы греками циклопическими, так как они не представляли себе, что это творение человеческих рук, и приписывали строительство мифическим великанам - циклопам.

В ходе раскопок обнаружены величественные царские усыпальницы. В них широко представлены богато украшенные предметы вооружения и роскоши, изготовленные из драгоценных металлов и других привозных материалов (слоновая кость, янтарь и др.). На предметах изображены разнообразные сцены войны и охоты. Захоронения рядовых жителей представляют собой грунтовые могилы с каменными гробами.

Ахейцами положено начало великой греческой территориальной экспансии последующих столетий. Идет колонизации Крита (после гибели Критской цивилизации), ряда прибрежных островов. В этот период уже существуют налаженные торговые связи с Египтом, Сирией, Италией, Сицилией. Открытие Генрихом Шлиманом Трои и ее раскопки позволяют уверенно утверждать о существовании тесных контактов с материковой Грецией.

Активная колонизаторская политика, строительство мощных оборонительных сооружений и непременное наличие военных сцен в искусстве свидетельствуют о воинственности Элладской цивилизации. Оружию вообще отводилась очень большая роль в искусстве. Так же, как и на Крите, строились военные корабли, способные совершать таранные атаки. Личным вооружением были колющие мечи, копья. Щиты поначалу вешались на плечи, оставляя свободными обе руки. Бронзовые шлемы встречаются редко. К концу XIV в. до н.э. в регионе появляются пришедшие из Центральной Европы рубящие мечи. Это привело к возникновению традиционных щитов, удерживаемых одной рукой, и широкому распространению шлемов, защищающих от удара сверху вниз. Широко применялись колесницы, пришедшие в Грецию с Ближнего Востока.

По археологическим находкам и расшифровке крито-микенской письменности можно сделать вывод о том, что в греческом обществе четко выделяется богатая прослойка, стремившаяся к роскоши. В домах знати обнаружены ванны, дымоходы, водопровод.

Накапливаются и развиваются научные знания. Зафиксировано появление цифр. Появляются определенные процедуры лечения больных. К этому периоду относят возникновение творчества рапсодов, одним из которых был Гомер.

Для культуры позднеэлладской цивилизации характерно стремление к индивидуализации человека, связанное с постепенным разрушением родовых связей. В области религии главенствующее значение занимают фетишизм и тотемизм. Объектами для поклонения служили священные деревья и растения. Животные зачастую рассматриваются в качестве общего предка определенной общины. Эти культы впоследствии плавно трансформировались в принадлежность почитания богов классического греческого пантеона. Известно большое количество рощ и деревьев, посвященных определенным богам. Появляются местные божества - покровители отдельных поселений.

В этот период в Греции появляется обособленный институт жрецов, которым отводилась главная роль в служении культу и принесении ему жертв. О человеческих жертвоприношениях ничего не известно, но это не исключает возможности их существования. Жертвоприношения осуществлялись в виде возлияний различными напитками (вино, молоко, мед).

В позднеэлладский период уже появляются прообразы позднейших олимпийских богов. Отмечено почитание Зевса, Геры, Гермеса, Посейдона и др. Упоминание Диониса опровергает теорию о заимствовании греками этого культа у фракийцев. Еще не существует четкой иерархии богов и развитой мифологии.

Конец периода относится к очередному этапу переселения народов, когда в Среднюю Грецию с севера вторгаются племена дорийцев. Завоеватели разрушают все главные центры Элладской цивилизации. С разрушением дворцов исчезает и крито-микенская письменность.

Дорийцы стояли на более низкой ступени развития, чем представители Элладской цивилизации. Ее достижения были утрачены, и Греция надолго погрузилась в эпоху "темных веков".
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
микенская фреска, изображающая охоту на дикого кабана, Тиринф, Греция
микенская фреска, изображающая охоту на дикого кабана, Тиринф, Греция
микенская фреска, изображающая охоту на дикого кабана, Тиринф, Греция
цитадель древних Микен, XIII в. до н.э.
цитадель древних Микен, XIII в. до н.э.
цитадель древних Микен, XIII в. до н.э.
микенские золотые серьги, около 1600 г. до н.э.
микенские золотые серьги, около 1600 г. до н.э.
микенские золотые серьги, около 1600 г. до н.э.
экспансия ахейцев во времена микенской цивилизации
экспансия ахейцев во времена микенской цивилизации
экспансия ахейцев во времена микенской цивилизации
дворец царя Нестора в древнем Пилосе
дворец царя Нестора в древнем Пилосе
дворец царя Нестора в древнем Пилосе
гробница Агамемнона в Микенах
гробница Агамемнона в Микенах
гробница Агамемнона в Микенах
золотая маска из Круглой гробницы А, Микены, XVI в. до н.э.
золотая маска из Круглой гробницы А, Микены, XVI в. до н.э.
золотая маска из Круглой гробницы А, Микены, XVI в. до н.э.
древняя табличка с Линейным письмом Б из Кносса, 1375-1350 гг. до н.э.
древняя табличка с Линейным письмом Б из Кносса, 1375-1350 гг. до н.э.
древняя табличка с Линейным письмом Б из Кносса, 1375-1350 гг. до н.э.
микенские воины, самые знатные из которых одеты в
микенские воины, самые знатные из которых одеты в
микенские воины, самые знатные из которых одеты в
Львиные ворота - легендарные древние входные ворота акрополя в Микенах
Львиные ворота - легендарные древние входные ворота акрополя в Микенах
Львиные ворота - легендарные древние входные ворота акрополя в Микенах