ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

Колхидское царство

«Колхида — государство, располагавшееся на территории нынешних Абхазии и Грузии. Первое упоминание об этой стране и её племени — колхов — историки находят в надписях древнего ассирийского правителя Тиглатпаласара I в XII–XI вв. до н. э. О Колхидском царстве греки слагали мифы, которые вдохновляли древнеегипетских мастеров искусства на великие произведения. Многие исследователи до недавнего времени считали Колхиду легендарным местом, и лишь когда в археологии произошёл крупный скачок в развитии, учёным стала приоткрываться завеса неизведанной страны.»
Описание географического положения Колхиды

Колхидское царство находилось на той части Азии, которая была обращена к Чёрному морю. Почти всю страну окружали хребты и реки, а само государство утопало в болотах, хотя в некоторых областях отмечается гористая местность. Западная часть Колхиды была соединена со Средиземноморьем сухопутной дорогой. Это была единственная её часть, которая давала возможность государству строить торговые отношения с соседями.

Через царство протекало множество рек, по его окраинам проходили леса и непролазные болота. В некоторых местах Колхиды историки обнаружили пустоты, считая, что под землёй находятся пещеры. Местные жители выращивали виноградники и занимались охотой. Конечно, такое географическое положение не могло не повлиять на судьбу страны и её жителей.
 
Племена и народы Колхидского царства

Колхида — довольно пёстрое по народности государство. Первыми её жителями были колхи — народ, происходящий от древних египтян. На первый взгляд, такое родство может показаться невозможным, ведь между этими странами проходит целая Палестина и часть Малой Азии. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский указывает на то, что всё-таки колхи произошли именно от египтян. Он утверждал, что один из египетских царей Сесотриса (собирательное имя некоторых фараонов) во II в. до н. э., дойдя до Танаиса (реки Дон), оставил там часть своего войска, от которого и произошли колхи. Современники Диодора добавляют, что жители Колхиды выращивали лён и ткали из него ткань по египетской технологии. Есть ещё несколько признаков того, что колхи произошли от древнеегипетского народа: они, как и египтяне, любили разгадывать сны, не стригли волосы заключённым и всегда спрашивали у гостей Колхии, какой они профессии.

Однако, Плиний Старший в своей «Естественной истории» пишет, что, когда Сесострис пришёл в земли Колхида, ею уже правил царь Савлак, потомок Ээтов. Савлак господствовал над нетронутой территорией, в которой добыл много серебра и золота. И когда Сесотрис захватил Колхидское царство, он оставил в нём своё войско для контроля над захваченными землями, и местное население переняло привычки египетских людей.

Существует ещё одна точка зрения, изложенная Григорием Кедрином, византийским историком XI–XII вв. н. э. Он считает, что колхи произошли от одного из сыновей Ноя. Эта теория может быть правдоподобной, потому что ковчег Ноя остановился на армянских горах, которые отделяли от Колхиды лишь несколько дней пути. К тому же Колхидское царство граничило с поселением Самцхе, в котором, по преданию, Ной со своими сыновьями сделал первую остановку. Там братья Иафет, Хам и Сим выстроили три дома для каждого из них и остались жить со своими семьями. Название этому поселению «Самцхе» дали тоже они, что в переводе с грузинского означает «три руки».

Какая из этих теорий правдоподобна, сказать трудно. Приход Ноя с сыновьями подтверждает и св. Епифаний, который в начале своей книги «Паранион» подробно рассказывает об остановке Ноя в горах. Но, и в первом варианте происхождения есть много фактов, подтверждающих его правдивость. Поэтому происхождение Колхиды историки знаменуют этими тремя теориями.

Начало новой эры (I–V вв.) характеризуется новыми торговыми и культурными связями Колхидского царства, Рима и Византии и полной децентрализацией государства. В связи с этим в Колхиде начинают формироваться новые племена, которые не связывались между собой. И вскоре помимо колхов начали появляться гениохи, кораксы, ахейцы, лазы, саниги.

О происхождении гениохов учёные не могут прийти к общему мнению. Одни считают, что они сваны, народ-предок грузин, другие принимают гениохов за прямых предков абхазов, третьи относят их к мегрело-лазам. Некоторые исследователи Кавказа думают, что гениохи — собирательное слово некоторых мелких народностей Причерноморья. В любом случае следует обратить внимание на то, что все древние источники отделяют колхов от гениохов, поэтому они точно не могут быть родственными друг другу, хотя и жили на одной территории.

Саниги появились в Колхиде в период поздней античности. Они являются наиболее крупной этнической единицей среди остальных народностей. У исследователей существует мнение, что слово «саниги» произошло от гениохов, и что первые являются родственным племенем вторым. Саниги отличались воинственностью, у них было своё войско, царь и царский совет. Также они добывали много золота, и этот факт дал повод народу сложить легенду о золотом руне.   

Миф о золотом руне
      
Многие знают миф о Ясоне, который прибыл в Колхиду из Греции, чтобы добыть золотое руно. Но немногие знают, откуда оно появилось и для чего это руно нужно было Ясону. Золотое руно — это золотая шерсть овна, который в Колхидском царстве спас двоих детей от жертвоприношения богу Зевсу. Чтобы дети остались в живых, овен подхватил Фрикса и Геллу из дома и отвёз их на спине в сторону востока. Но, пролетая над проливом, Гелла не удержалась и упала в воду. С тех пор это место назвали Геллеспонтом. Овен сумел довезти Фрикса до Колхиды. Там его встретил царь Ээт. В знак признательности мальчик принёс овна в жертву Зевсу, а шкуру отдал правителю. Колхидский царь решил спрятать руно в роще, где его охранял очень злой дракон, никогда не закрывавший глаз для сна.

Ясон пустился в поиски золотого руна не по своей воле: это задание он получил от своего дяди Пелия, жаждущего смерти племянника, чтобы занять место правителя. Легенда о золотом руне очень древняя, но дошла до наших дней в более позднем виде. О ней исследователи могут узнать из поэмы Апполония Родосского «Аргонавтика». Опираясь на эту поэму, историки сделали вывод, что в походе помимо Ясона участвовало около пятидесяти аргонавтов. Эта цифра довольно сомнительная, потому что древние писатели говорят об ином количестве людей. Так, Апполодор говорит о том, что на корабле находилось не более 45 человек, Диодор считает, что было 54 человека, а Феокрит насчитал 60 человек. Так как большинство исследователей придерживается числа 50, то в истории закрепилось именно это количество людей. Также учёные смогли установить личности некоторых членов этого похода: Аргос, Орфей, Тифий, Автолик, Адмет и Геракл.

Корабль «Арго», на котором плыл экипаж, обладал необычайным свойством: он мог с помощью векового дуба, посаженного Афиной прямо в судно, передавать волю богов. Но это не спасло храбрых мужей от трудностей в путешествии. Перед тем как доплыть к Колхиде, корабль и его команда перенесли много испытаний. Так, юноша Гилас спустился с судна для того, чтобы набрать пресной воды, и пропал, очарованный нимфами. Далее, на берегах Босфора команда помогла слепому Финею, который никак не мог поесть из-за того, что гарпии забирали и оскверняли его еду. Пришлось устроить для этих чудищ западню. Аргонавты пригласили Финея поесть вместе с ними и когда прилетели гарпии, они начали рубить их мечами, пока чудовища не согласились оставить слепого в покое. Финей отблагодарил аргонавтов и в знак благодарности рассказал им обо всех опасностях на пути к Колхидскому царству. Также он приказал команде пустить вперёд себя голубя, чтобы он предсказывал путникам дорогу: если голубь пролетит между скалами, то ничего с кораблём не случится, однако, если голубю не удастся вылететь из скал, то и аргонавты рискуют погибнуть в том месте.

К счастью, голубь спокойно перелетел через скалы, и поэтому кораблю бояться было нечего, и до самой Колхиды с путешественниками ничего более не случалось. Когда аргонавты высадились на берег, они сразу же отправились к Ээту и рассказали о цели своего визита. Царь согласился, но только если Ясон выполнит его поручение. Нужно было вспахать поле огнедышащими быками, потом засеять его драконьими зубами и уничтожить воинов, которые из них вырастут. Ясон, не раздумывая, согласился, надеясь просить помощи у дочери Ээта, Медеи. Девушка приняла его просьбу в обмен на замужество и дала Ясону зелье, которое сделало юношу непобедимым.

Ээт, озадаченный тем, что Ясон выполнил его задание, все же не исполнил обещания и не отдал золотого руна. Кроме этого, он попытался уничтожить корабль и его экипаж, но Ясон, не без помощи Медеи, забрал золотое руно из рощи, пока дракон, заколдованный девушкой и музыкой Орфея, крепко спал. Вернувшись на родину, Ясон женился на Медее.
          
Быт и обычаи в Колхидском государстве

Если обратиться к историческим источникам, то можно прочесть огромное количество информации о том, как жили колхи и их соседи. Все они имели одинаковые жилища, одежду, играли в игры, занимались охотой, торговлей, ловлей рыбы. У них существовали собственные методы наказания преступников. Самым суровым деянием, за которое полагалась смертная казнь, было сожжение или ограбление церкви. Наказание за проступки было очень суровым: кому-то могли выжечь глаза, а кому-то отрезали носы и заставляли жениться друг на друге. Некоторым отрубали ноги и руки раскалённым топором. К наказанию в Колхиде относились очень серьёзно.

Не менее ответственно здесь относились и к браку. Самое главное достоинство жениха — это его приданое. И даже если мужчина будет некрасивый, старый или незнатного происхождения, все это окупится деньгами. В соседней Мегрелии такая несправедливость настигала не только женщин, но и юношей. Очень часто встречались пары, среди которых невеста была беззубой старухой, а жених — молодым красавцем.

Когда жених определился с выбором своей жены, он шёл к её родителям и обговаривал с ними то количество подарков, которое должен был привезти возлюбленный в качестве платы за невесту. В список приданого входил скот, рабы, ковры и дорогие ткани. Когда плата отдана родителям, происходит обручение. Возраст брачующихся в Колхидском царстве не был определён, очень часто обручали детей в возрасте 3–4 лет. Во время церемонии жених приезжал к родителям невесты и дарил ей кубок, золотую монету или кольцо. До самого обручения жених должен позаботиться о напитках для стола, еде и всевозможных богатств для невесты. Невесты, до того как стать женой, при встрече с возлюбленным всегда обязаны были отводить от него глаза, а женихи, в свою очередь, не должны были приставать к другим женщинам. Если такое случалось, мужчин ждал грубый ответ от девушек.

В день бракосочетания к невесте собирались многочисленные гости. Весь пир проходитл за счёт жениха. Перед тем как сесть за стол, родители невесты звали в дом священника, чтобы он благословил брак. После этого обряда все отправлялись праздновать, причём женщины садились по одну сторону стола, а мужчины — по другую.

Жители Колхиды очень любили игры. Самые распространённые игры — это тарок, шахматы и нарды. Две последние игры предпочитали больше женщины, потому что мужчинам очень нравилось наблюдать за их искусной игрой. В карты играли только князья, поэтому обычных людей редко где можно было увидеть с колодой в руках. Также мужчины очень любили играть в мяч или стрелять из лука в цель.

В Колхиде было очень много лекарей, т.к. колхи всегда приглашали из разных стран тех людей, кто хоть что-то знал о лечении. Наибольшего же почитания среди лекарей в царстве удостаивались итальянские и французские врачи. Чтобы оставить иностранных лекарей у себя на родине, местные старались их женить или же предлагали гостям землю, скот, рабов.

Колхи очень любили готовить лекарства, поэтому, когда лекари приготавливали отвары, все желающие могли на месте научиться их варить.

Стоит сказать несколько слов о манерах общения, существовавших в Колхидском царстве. Колхи обладали изысканными манерами. Они были всегда вежливы, учтивы. Самое яркое проявление обходительности у колхов — коленопреклонение. Его использовали во многих случаях, в том числе и при встрече после долгой разлуки. То же самое бывало, если встречали человека, который долго болел. Если кто-то из близких умирал, все от мала до велика облачались в траурное одеяние. Прохожие могли выразить свои соболезнования специальным ритуалом: сначала они вставали на колени, правой рукой снимали головной убор, а левой рукой несколько раз били себя в грудь.

Навещали друг друга жители Колхиды нечасто. Если это происходило, то гостей встречали во дворе все мужчины дома, от хозяев до слуг и приветствовали друг друга коленопреклонением. Если к женщине приходил мужчина, то она должна была дожидаться гостя в своей комнате. Если мужчины приходили в гости к хозяину дома, женщины должны были одеться и ожидать их в комнате. После того как гости переступили порог дома, женщины должны были сразу же встать в знак уважения.
 
Колхидское царство — удивительное государство со своей самобытной культурой и обычаями. Конечно, эта самобытность не утерялась в столетиях, сегодня жители ближнего зарубежья могут увидеть, как некоторые обычаи в Грузии перекочевали из древности в XXI в.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
Ясон похищает Золотое руно у дракона, усыпленного Орфеем и Медеей
Ясон похищает Золотое руно у дракона, усыпленного Орфеем и Медеей
Ясон похищает Золотое руно у дракона, усыпленного Орфеем и Медеей
золотая шерсть овна, известная как Золотое руно
золотая шерсть овна, известная как Золотое руно
золотая шерсть овна, известная как Золотое руно
голубь указывает аргонавтам дорогу
голубь указывает аргонавтам дорогу
голубь указывает аргонавтам дорогу
гарпии, отбирающие еду у Финея
гарпии, отбирающие еду у Финея
гарпии, отбирающие еду у Финея
Ясон, усмиряющий огнедышащих быков
Ясон, усмиряющий огнедышащих быков
Ясон, усмиряющий огнедышащих быков
Ясон с добычей
Ясон с добычей
Ясон с добычей
золотое ожерелье, Колхидское царство, V век до н.э.
золотое ожерелье, Колхидское царство, V век до н.э.
золотое ожерелье, Колхидское царство, V век до н.э.
Колхидское царство (зеленый цвет на карте)
Колхидское царство (зеленый цвет на карте)
Колхидское царство (зеленый цвет на карте)
золотые серьги, Колхидское царство, IV век до н.э.
золотые серьги, Колхидское царство, IV век до н.э.
золотые серьги, Колхидское царство, IV век до н.э.
Колхидское царство
Колхидское царство
Колхидское царство