ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИцентральная европа

Государство Карантания

«Государство Карантания возникло на руинах древнего королевства Само, которое существовало в VII в. нашей эры. Историки считают, что Карантания была первым княжеством южнославянских племен словенцев, проживающих на территории между двумя реками – Мура и Драва (регион Восточных Альп). Хронологически оно существовало с VII по XI вв., в течение которых было независимым, вассальным от Франкского королевства и Баварии, частью Священной Римской империи.»
Это наложило отпечаток на все дальнейшее развитие государства словенцев, которые с VII в. постоянно находились под немецким влиянием. Это отражалось на многих сферах внутренней и внешней политики – политической, экономической, социальной, торговой, культурной. Поэтому Карантания, а позже герцогство Каринтия и Словения тяготели к немцам и австрийцам. 

Иногда под государством Карантания понимают только период с VII по IX вв., когда словенцы были независимыми. С IX в. и вплоть до XI в. развитие страны было связано с пребыванием в составе других княжеств и королевств.

Тем не менее, словенцы в этот период свою государственность не потеряли, что позволяет говорить о том, что Карантания существовала до XI в. Потом произошел распад на более мелкие феодальные владения, которые назывались Крайна, Каринтия, Штирия.

Особенности Карантании

Ядром Карантания был регион Госпосветское поле, столица которого называлась Крнски Град. Вокруг него и происходило постепенное объединение словенских земель. В частности, это были земли Австрии, Зальцбурга, Штирии, Восточного Тироля, Словении. Название Карантания точно ученые истолковать не могут, но общепринятыми считаются две точки зрения:

Карантанцами или хорутанами называли племена, проживающие между реками в VII-IX вв.;
Самоназвание происходит от имени кельтского племени карнов. Это название могло означать то, что люди жили в горной местности.

В летописях встречаются оба варианта написания древних словенцев, о которых упоминали греческие и византийские торговцы, путешественники, ученые. Они считали, что под этнонимом скрывается отдельный славянский этнос.

Появление княжества на определенный период времени стабилизировало политическую ситуацию в Альпах. Свидетельством этого являются находки, принадлежащие к одной археологической культуре. Это позволило разрозненным племенам постепенно сближаться под влиянием материальных и духовных факторов. Одним из главных признаков объединения стал язык, формирование которого закончилось в конце IX в. Фонетически он отличался от соседних племен, но был похож с другими славянскими языками.

Социальная структура

Основную часть населения княжества составляли славяне, которые появились тут в VI в. нашей эры. Кроме них, тут проживали потомки кельтов, которые были романизированы римлянами. Проживали они, в основном, в крупных городах. По соседству с ними жили авары, оставшиеся тут со времен каганата.

Управленческие должности в стране занимали исключительно представители славянского этноса, которые в Повести временных лет постоянно упоминаются вместе с белыми хорватами и сербами. Знать состояла также практически из одних славян, а к зависимому крестьянству относились и авары, и кельты, и славяне. Жили они отдельными сельскими общинами, члены которых были свободными. Их объединяли семейные и кровные узы.

Отдельным сословием были косезы, которые были потомками княжеских дружинников или выходцами из сельских аграрных общин. Впервые о косезах в документах стали упоминать с X в., которых немецкие хронисты называли эдлингеры. К XII-XIII вв. они уже обладали правами немецких феодалов, которые занимали низшую ступень в феодальном обществе.

Косезы постоянно находились при князе, занимали выгодное социальное положение, обладали правом выбирать правителя. Оно сохранялось за ними и после того, как Карантания стала частью Священной Римской империи. Как и многие дружинники в других регионах Европы, например, в Киевской Руси, Франции, Германии, косезы имели ряд привилегий.

Во-первых, они были свободными и независимыми.
Во-вторых, носили любые виды оружия.
В-третьих, судить их могли только другие косезы и князь.
Верховной властью обладал князь, должность которого была выборной. В Карантаниии сформировалась собственная династия, из которой по традиции выбирали правителей. Каждый князь, вступая в должность и принося клятву верности, обязан был подтвердить давние права, привилегии и вольности косезов, знати и дворян.

Выборы князя

В социальной структуре Карантании сложился интересный обряд выбора князя, его коронации. Об этой традиции рассказывали в своих воспоминаниях путешественники, побывавшие в государстве. Сохранялся обряд достаточно длительное время, до начала XV в. Потеря независимости никак не сказалась на его проведении и реализации, что подтверждает особое место княжества в составе других королевств. Считается, что последним, кого избирали по древнему обычаю, был Эрнст Железный, принадлежавший к Габсбургской династии. Церемония, несмотря на длительное существование, прошла определенную эволюцию, которая отражала все социальные изменения в обществе Карантании.

Суть церемонии заключалась в проведении нескольких последовательных действиях.
Во-первых, согласно традиции весь обряд осуществлялся на словенском языке.
Во-вторых, князь должен был стоять на специальном Княжеском камне, который был обломком, отколовшийся от кельтской колонны. Находился камень около Крнски Града, где некогда существовало древние поселение.
В-третьих, на княжеский престол могли претендовать абсолютно все землевладельцы, которые были лично свободными и независимыми.
В-четвертых, для проведения процедуры выбирался один судья, который проводил с кандидатом специальный ритуальный допрос. В одной руке судья обязан был держать за узду кобылу, но только пестрой масти. В другой – быка такой же масти. К нему подходили претендент на престол, одетый в традиционный крестьянский костюм, держа палку в одной руке. Судья должен был спросить у кандидата «Кто идет», а вместо него отвечали воеводы. Следующий вопрос была направлен на уточнение того, является ли будущий князь справедливым судьей, способен ли обеспечить благополучие страны, людей, защитить веру. Последний вопрос уточнял условия, согласно которым князь обязан был оставить трон. Право на эту давала денежная сумма в размере 60 динариев, пестрые кобыла и бык, одежда, освобождение семьи судьи от поборов.

После этого он спрашивал у собрания людей разрешения избрать конкретного человека правителем Карантании. Частыми бывали случаи, когда собрание не утверждало предложенную кандидатуру. В том случае, когда выбор одобрялся, тогда князь приносил присягу. Делал он это, сидя на Княжеском троне. Избранный правитель должен был выпить из шапки воды, что означало отказ от злоупотребления вином.

В-пятых, в конце избрания новый князь посещал церковь Святой Госпы, от имени которой и произошло название местности. Праздничная трапеза проходила тут же, на Госпостветском поле, где новый правитель рассматривал жалобы и просьбы.

Обряд подробно был описан в произведении Ж. Бодена, с трудом которого потом ознакомился американский президент Т. Джефферсон. Считается, что процедура избрания и присяги, как и сам текст Декларации о независимости Штатов, были составлены на основании древней карантанийской традиции.

Политическое развитие

Существование княжества было связано с постоянной борьбой за существование с соседними государствами. Больше всего проблем предкам современных словенцев приносили авары, лангобарды и бавары. Первые из них приобрели власть в регионе в VIII в., из-за чего население заключило союз с баварами. Вследствие чего, князь и его приближенные пообещали признать верховную власть Баварии. Через некоторое время княжество стало составной частью Франкской империи Каролингов, которые развернули тут активную миссионерскую деятельность. В начале 820-х гг. Карантания потеряла свою независимость, подчинившись Карлу Великому. Это отрицательно сказалось на формировании единого альпийского этноса. В XI-XII вв. государство словенцев постепенно стало колонизироваться и захватываться немецкими общинниками, так началась германизация славян. Последние сведения о них исчезли к XV в.

Первым князем, о котором сохранились достоверные сведения, был Борут, далее правил его сын Горазд, а после того – Хотимир, его племянник. Подобный порядок престолонаследия отличал Карантанию от Само, и свидетельствовал о новом уровне образования. Это было государственное объединение, существовавшее по раннефеодальным порядкам.

Важное значение для политического развития Карантании имело крещение населения и возведение христианства в статус государственной религии. Длительное время население страны исповедовало язычничество, поклоняясь целому пантеону богов. Верховным из них был Перун, а наиболее почитаемыми – Велес и Даждьбог. По всем землям были построены святилища и капища, которые были в виде статуй богов, столбы с изображением символов богов.

Когда Карантания стала объектом колонизации германских племен, то в Альпийском регионе стали появляться первые миссионеры. Впервые они пришли сюда в начале VII в. под предводительством монаха из Ирландии Колумбана, которого сменил утрехтский епископ Аманд. Их попытки были безуспешными, постоянно наталкиваясь на сопротивление местного населения.

Планомерную и масштабную христианизацию начали бавары, которые через религию пытались влиять на славян. Основная роль в христианизации принадлежала епископам из Зальцбурга, действующим мягкими методами. Например, в своих проповедях миссионеры применяли славянский язык, переводили на него молитвы и тексты. Так священники искали поддержку среди местной знати и богатых людей.

Первым христианским правителем считается Горазд, который стал помогать миссионерам. Его политику продолжил племянник Хотимир, нашедший опору в распространении христианства среди зальцбургских священников и епископов.

Жители государства по-разному реагировали на новую религию:
Князь и его приближенные приняли и поддержали;
Сочувственно относились зависимые, рабы, которые по этническому происхождению были влахами;
Земледельцы, как и члены общин, однако, некоторая знать была против, выступая за сохранение веры предков.

Результаты принятия христианства стали проявляться практически сразу. Сначала стали строиться церкви, которые были освящены в честь новых святых. Храмы были разрушены, когда во второй половине VIII в. вспыхнуло антицерковное восстание. Они происходили потом неоднократно, но христианство смогло укорениться в Карантании. Проповедники обучались в Зальцбурге, а потом возвращались на родину и открывали новые миссии по всей стране. Помощь им оказывали немецкие священники, помогающие обращать в новую веру всех желающих. Благодаря этому, к концу VIII в. христианизация была закончена, а по территории государства возникли несколько крупных центров – монастыри, церкви, храмы.

В 788 г. Карантания стала частью империи Карла Великого, который продолжал активно христианизировать карантанцев. Были негласными гонения язычников, которых уж не пускали за один стол с новообращенными. Кроме того, одним из франкских введений была обязанность платить специальную десятину для славян. Она была несколько меньше, чем принятая в королевстве.

В составе Франкской империи славяне участвовали в многочисленных войнах против аваров, которые в 820-х гг. были изгнаны из данного Альпийского региона.

Внешняя политика Карантании

В VIII в. славяне стремились овладеть и другими регионами. В частности, они совершали набеги на южные районы Италии, где проживали лангобардские племена. Территорией их проживания была Фриуль. Потом карантанцы вышли к Истрии, где воевали с Византией. Отсюда они постоянно совершали набеги на земли лангобардов. Первое время это были спорадические набеги, которые не сопровождались основанием постоянных населенных пунктов. Стационарные поселения возникли в первой половине VIII в. недалеко от верхних притоков реки Савы. Некоторые историки называют эту область Карниола, где возникло славянское государство будущих словенцев. Они обосновались и дальше – в южных регионах, объединенных в Венецианской Словении.

В IX в. протословенцы владели достаточно обширными территориями – Карантанией, Паннонией, землями на берегах Дуная, Савы, Савинье. Новое образование граничило с империей Карла Великого, который вынужден был начать борьбу с приграничными территориями. Позже он преобразовал полунезависимые объединения в приграничные марки, и поставил управлять ими маркграфов.

Карантания сохранила свою автономию, что позволяло управлять вассальным княжеством представителям местной славянской династии. Тем не менее, они постепенно проигрывали немецкому влиянию. Крестьяне и мелкие землевладельцы неоднократно поднимали восстания, но их разбивали. Чтобы избежать подобного в будущем, в 820 г. провинцию поделили на несколько марок между немцами-маркграфами. От управления были убраны все славяне, а колонисты стали пользоваться церковными и светскими владениями. Карантания уже не существовала, память о ней сохранилась в новом объединении – герцогстве Каринтия (возникло в середине 970-х гг.).
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
Карантания была первым княжеством южнославянских племен словенцев
Карантания была первым княжеством южнославянских племен словенцев
Карантания была первым княжеством южнославянских племен словенцев
«Княжеский камень»
«Княжеский камень»
«Княжеский камень»
государство Карантания, около 700 г. н.э.
государство Карантания, около 700 г. н.э.
государство Карантания, около 700 г. н.э.
ритуал посвящения в правители, проходивший на княжеском камне
ритуал посвящения в правители, проходивший на княжеском камне
ритуал посвящения в правители, проходивший на княжеском камне
часовня Петра и Павла в Карнбурге, памятник времён Карантании,  IX век
часовня Петра и Павла в Карнбурге, памятник времён Карантании, IX век
часовня Петра и Павла в Карнбурге, памятник времён Карантании, IX век
Карантания в составе империи франков, 800 г
Карантания в составе империи франков, 800 г
Карантания в составе империи франков, 800 г
вид на Мариа-Заль из Карнбурга, Австрия
вид на Мариа-Заль из Карнбурга, Австрия
вид на Мариа-Заль из Карнбурга, Австрия
местоположение Крнски Града - столицы Карантании
местоположение Крнски Града - столицы Карантании
местоположение Крнски Града - столицы Карантании
христианизация Карантании
христианизация Карантании
христианизация Карантании
церковь Мариа-Заль была отправной точкой для христианизации славян
церковь Мариа-Заль была отправной точкой для христианизации славян
церковь Мариа-Заль была отправной точкой для христианизации славян