ТАЙНЫ ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

РЕГИОНЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Затерянные ГОРОДА
Загадки ПЛЕМЕН Мира
ЭГЕЙСКИЕ Цивилизации
Цивилизации АНАТОЛИИ
Цивилизации АВСТРАЛИИ
Цивилизации ПОЛИНЕЗИИ
Цивилизации МЕЛАНЕЗИИ
ВНЕЗЕМНЫЕ Цивилизации
История КАМЕННОГО ВЕКА
Цивилизации ЗАКАВКАЗЬЯ
БАЛКАНСКИЕ Цивилизации
ХАНААНСКИЕ Цивилизации
ДОПОТОПНЫЕ Цивилизации
Цивилизации МЕЖДУРЕЧЬЯ
Цивилизации МИКРОНЕЗИИ
МИФИЧЕСКИЕ Цивилизации
ГИМАЛАЙСКИЕ Цивилизации
НЕИЗВЕСТНЫЕ Цивилизации
АПЕННИНСКИЕ Цивилизации
Цивилизации МАКАРОНЕЗИИ
Цивилизации МЕЗОАМЕРИКИ
Цивилизации ЮЖНОЙ ИНДИИ
Народы СЕВЕРА ЗАПОЛЯРЬЯ
Цивилизации ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
Цивилизации ЮЖНОЙ АФРИКИ
Цивилизации ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Древняя РУСЬ и народы СИБИРИ
Цивилизации ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Загадки КАРИБСКОГО БАССЕЙНА
Цивилизации ДРЕВНЕГО ИРАНА
Цивилизации ДРЕВНЕЙ АРАВИИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ ИНДИИ 
История загадки АНТАРКТИДЫ
Цивилизации народы БАЛТИИ
Цивилизации ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации ЗАПАДНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Цивилизации БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Цивилизации ИОНИЧЕСКОГО МОРЯ
Цивилизации ДРЕВНЕЙ БРИТАНИИ
Цивилизации ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ
Цивилизации СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
История ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВОВ
Цивилизации ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА
Цивилизации ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
Цивилизации ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

эгейское море - Древний город Афины

Афины – один величайших греческих городов. В сознании людей он ассоциируется со всей Древней Грецией
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА

центральная африкапричерноморьецивилизации балтиицентральная европа
юго-восточная азияанатолиясеверная америкаханаан
центральная азиязападная европабалканыэгейское море
карибский бассейнполинезиябританиязападная африки
аравияиндийский океансеверная африкагималаи
ионическое морезакавказьесеверная европаапеннины
ближний востокиранюжная африкасеверная индия
месопотамияюжная америкаавстралиявосточная азии
народа севераюжная индиямикронезиямезоамерика
макаронезиямеланезиявосточная африкамифические цивилизации
западное средиземноморьедопотопные цивилизации

Афинский акрополь




музыка и танцы в древних Афинах


битва при Пилосе, закончившаяся победой афинян над спартанцами, 425 г. до н. э.


Афина Парфенос - скульптура богини Афины, покровительницы города, установленная в Парфеноне


тиран Писистрат стремился сделать Афины крупным религиозно-архитектурным центром


афинская трирема, 480 г. до н. э.


афинская пехота в битве при Платеях, 479 г. до н. э.


терракотовая амфора, вручавшаяся победителю Панафинейских игр, 530 г. до н. э.


школа в Афинах



Афины – один величайших греческих городов. В сознании людей он ассоциируется со всей Древней Грецией. Отчасти, это заслуженно, потому что многие достижения эллинской цивилизации появились в Афинах. Город подарил Греции десятки философов, поэтов, драматургов, ораторов, историков, политиков. Афины властно тянули к себе лучших людей Греции. Дань уважения городу отдавали даже завоеватели-римляне, которые щадили мятежные Афины ради славы их предков.
FBreader СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КНИГ СТАТЕЙ скачать




Микенская и Гомеровская Греция

Территория Афин была заселена с неолитической эпохи. К XV веку до н. э. относят появление на этом месте ахейского города. На Акрополе стояли цитадель и дворец. Но Афины Бронзового века никогда не были крупным политическим центром, как Микены, Тиринф или Пилос.

Неясно, пострадал ли город от дорийцев. Сами афиняне всегда гордились тем, что были автохтонным населением этой земли, а не переселенцами как другие эллины. Тем не менее, начало Гомеровской Греции было периодом спада экономического развития Афин. В XI веке до н. э. началась ионийская миграция, многие афиняне отправились за море и основали новые города на побережье Малой Азии.

Примерно с 900 года до нашей эры Афины стали крупным центром торговли. В период «темных веков» и эпохи Архаики Афины развивались, как и другие греческие государства. Согласно традиции, государством долго правили цари. Отмену царской власти историческая традиция относит к 752 году до н. э., когда наследственного басилея сменили три должностных лица – басилей, полемарх и архонт. Первый отвечал за религиозную сферу, второй был командующим армией, а третий занимался внутренними делами государства.

Аристотель писал, что сначала ввели должности трех архонтов, а позже их число было доведено до девяти. Бывшие архонты пополняли совет Ареопаг, который пользовался влиянием в Архаических Афинах. Членство в этом совете было пожизненным. Монархию в полисе сменили аристократическая республика. В IX-VIII веках население Аттики росло. Погребения того времени становятся богаче, в них находят предметы роскоши. Но в конце VIII века что-то случилось, и полис стал приходить в упадок. Высказывались теории об эпидемии или засухе в это время. К тем же годам относят рост числа находок в культовых местах. Стихийные бедствия могли быть причиной рост религиозности жителей Аттики. Торговля пришла в упадок, и афиняне стали больше заниматься сельским хозяйством.

Синойкизм и присоединение Элевсина

Важным процессом, который позволил Афинам стать могущественным полисом был синойкизм. Этим словом называли объединение нескольких общин в одну. Афиняне сумели создать единое государство, территория которого была сопоставима с территорией соседней Беотии, где было несколько отдельных городов-государств. Древние приписывали синойкизм легендарному царю Тесею. Согласно им, герой объединил Аттику, которая состояла из двенадцати независимых государств. Синойкизм не предполагал переселения жителей Аттики в город у подножия Акрополя. Он заключался в ликвидации всех локальных органов власти, место которых теперь занимал один общий совет в Афинах.

На западе Аттики располагался полис Элевсин. Он существовал с Микенским времен. В VIII-VII веках до н. э. Афины воевали с Элевсином, и борьба закончилась включением этого полиса в состав Афинского государства. Близкие по времени к событиям источники очень скупо сообщают о войне. Предания греков рассказывали о войне, где афинянами командовал легендарный царь Эрехтей, а элевсинцами царь Эвмолп. По другой версии Элевсин подчинил внук Эрехтея Ион. Во время раскопок в Аттике нашли остатки старой пограничной стены между территориями двух полисов. Вероятно, конфликт не решился одной битвой, а тянулся на протяжении многих лет. В VII веке до н. э. город стал частью Афинского полиса. После подчинения Элевсин сохранил свои органы управления, которые занимались внутренними делами. Знать города, которая была связана с культом мистерий, сохранила высокое положение в афинском государстве. В Афинах был построен храм Элевсиний, и празднество мистерий отныне начиналось там. Но сами мистериальные таинства остались под контролем элевсинских родов.

VII-VI века до н. э.: законодатели и тираны

К концу VII века до н. э. Афины были аристократической республикой. Жители подразделялись на четыре филы: Гелеонты, Эгикореи, Аргады и Гоплеты. Их эпонимами были сыновья легендарного Иона. Каждая фила состояла из трех триттий. Во главе фил стояли филобасилеи, которых избирали из знатнейших граждан. Сословно население делилось на три категории – знатные эвпатриды, земледельцы геоморы и ремесленники демиурги.

В эпоху Архаики во многих греческих полисах честолюбивые люди захватывали власть и становились тиранами. В Афинах попытался стать тираном аристократ Килон. Он был юношей из знатного рода, зятем тирана Мегар Феагена. В 640 году до н. э. Килон одержал победу на Олимпийских играх. В ту эпоху победа в Олимпии давала ее обладателю статус, близкий к сакральному. Дельфийский оракул дал юноше прорицание, чтобы он захватил Акрополь в день величайшего праздника в честь Зевса. Килон посчитал, что Олимпийские игры и есть этот праздник, и с группой сторонников захватил Акрополь. Афиняне не приняли тирана и под предводительством архонтов осадили Килона и его соратников. После долгой осады несостоявшийся тиран и его брат бежали, а их соратники сдались.

В 621 году до н. э. в Афинах были приняты знаменитые законы Драконта. Об этом человеке почти ничего не известно. Он не занимал должность архонта, когда были записаны его законы. От свода Драконта сохранился только раздел об убийстве. Законодатель делал различия между преднамеренным и непреднамеренным убийством. Свод законов давал возможность помириться убийце и родственникам убитого.

Об остальной части законов Драконта есть только упоминания, которые говорят о необычайной суровости законов. Законы Драконта об убийстве действовали еще в IV веке до н. э., но предполагают, что остальную часть свода отменили. Законодательство Драконта было не реформой, а записью обычного права афинян, которое действовало и до него.

Законодательство Драконта не решило противоречий в полисе, и в первом десятилетии VI века до н. э. на сцену вышел новый законодатель – Солон. Этот человек происходил, как и все лидеры того времени, из знатного рода. В древности он имел репутацию мудреца. Сохранились стихи Солона, где он говорит о своей деятельности. Среди его законодательных мер было разделение афинян на четыре группы на основе имущественных ценза. Выходцы из разных имущественных групп имели неодинаковые политические права. На должность архонта избирали представителей первых двух групп. Беднейшие граждане, феты, вообще имели право только на доступ в народное собрание и суды. Также законодатель предпринял меры для освобождения афинян, попавших в долговую кабалу.

После реформ Солона жизнь полиса шла своим чередом – за власть соперничали политики, происходившие из знатных семей. Одному из них суждено было стать правителем Афин.

Писистрат родился около 600 года до н. э. в знатной семье, которая возводила свое происхождение к царю Пилоса Нестору. В 560-е годы до н. э. будущий тиран прославился как полководец: во время войны с Мегарами он захватил их укрепление Нисею. После своей победы Писистрат стал одним из трех самых влиятельных политиков Афин. В 560 году до н. э. он получил от народа отряд телохранителей и с их помощью захватил власть. Вскоре он был отстранен от власти. Затем Писистрат, заключив союз с Мегаклом из рода Алкмеонидов, вернулся. Вскоре он вновь вынужден был покинуть Афины.

Через десять лет Писистрат решился силой вернуть власть. В 546 году до н. э. он высадился около Марафона с войском наемников и добровольцев из нескольких городов Греции – Фив, Эретрии, Аргоса, Наксоса. Жители той части Аттики, где он высадился, поддержали тирана и усилили его войско. После этого в одной битве Писистрат легко разбил афинское ополчение. Его воины напали на афинян внезапно и обратили их в бегство. При этом сторонники Писистрата старались не проливать кровь сограждан.

Тиран занял Афины. Алкмеониды вынуждены были покинуть город. Писистрат спокойно правил полисом почти двадцать лет. Античные писатели говорили о нем, как о гуманном и справедливом правителе, который заботился и о знати, и о простом народе.

Писистрат расширил афинские владения во Фракии, отвоевал у Митилены Сигей, захватил Делос. В Афинах начали широко праздноваться Великие Дионисии. В конце своей жизни тиран решил воздвигнуть в городе величественный храм, посвященный верховному богу. На окраине Афин начались работы по строительству храма Зевса Олимпийского. Но создание этого храма завершилось не при Писистрате или его сыновьях, а только через семь веков, когда Греция уже был римской провинцией. По приказу афинского тирана была создана комиссия, которая записала тексты поэм Гомера.

В 527 году до н. э. тиран умер от старости, и власть в Афинах получили его сыновья. Гиппий и Гиппарх правили в Аттике, другой сын Гегесистрат при жизни отца правил Сигеем, зависимым от Афин. Первое время Писистратиды правили в духе своего отца. Аристократам-изгнанникам позволили вернуться в полис. Клисфен из рода Алкмеонидов даже занимал должность архонта. При дворе Писистрата и его сыновей жили видные поэты Греции – Анакреонт и Симонид Кеосский, поэт-орфик Ономакрит. В 514 году до н. э. Гиппарх погиб от рук заговорщиков Гармодия и Аристогитона. Убийцы действовали из личных мотивов, но идеология демократических Афин сделала их борцами с тиранией. Позже бронзовые статуи Гармодия и Аристогитона стояли в городе на почетном месте.

Сторонников заговорщиков казнили, и Гиппий стал править жестче. Аристократы вновь вынуждены были покинуть Афины. Вскоре после этого Алкмеониды попытались свергнуть тиранию. Они заняли крепость Липсидрий в Аттике. Но войскам Гиппия удалось выбить оттуда Алкмеонидов и их сторонников. Аристотель цитирует застольные стихи афинских аристократов, в которых прославляется храбрость эвпатридов, погибших при защите крепости.

В годы изгнания Алкмеониды жили в Дельфах. На свои средства они перестроили храм Аполлона. Жречество этого города убеждало спартанцев помочь изгнанникам. Наконец, войско Лакедемона под командованием царя Клеомена вступило в Аттику и разбило сторонников Гиппия. Тиран сдался, получив возможность безопасно покинуть Афины.

После падения тирании в городе боролись за власть политики-аристократы Исагор и Клисфен. Последний сумел привлечь на свою сторону народ Афин, обещав реформы. Победив в политической борьбе, Клисфен провел серию преобразований.

Целью реформ Клисфена была борьба с прежними родовыми порядками. Он создал десять фил вместо прежних четырех. Пятьдесят представителей каждой филы создавали совет пятисот. Сто демов Аттики реформатор разделил на триттии. Кажая триттия включала по дему города, прибрежной и центральной части. Три триттии включались в филу. Главной территориальной единицей стал дем. Клисфен создал коллегию десяти стратегов, в руках которых было военное руководство полиса. В V-IV веках до н. э. должность стратега стала самой важной в Афинах.

V век до н. э.: взлет и падение

В 507 году до н. э. афинское посольство побывало в Персии. У греков и раньше были контакты с правителями малоазийских монархий, поэтому в нем не было ничего необычного. Но, не зная персидских обычаев, афиняне предоставили персам «землю и воду», что означало формальное подчинение империи. Во время Ионийского восстания 500-494 годов до н. э. афиняне послали небольшой отряд кораблей на помощь сородичам. Афинские корабли не поучаствовали в сражениях и вскоре вернулись обратно. Но оба этих события давали персам повод к войне.

В 490 году до н. э. персидская армия высадилась в Аттике. Афинянам удалось победить благодаря военному гению их полководца Мильтиада. Сразу после победы при Марафоне полководец предложил покарать греков-островитян, поддержавших персов. Мильтиад возглавил экспедицию против Пароса, но потерпел поражение. В 480-е годы до н. э. ведущая роль в Афинах принадлежала человеку по имени Фемистокл. Он был выходцем из аристократического рода Ликомидов, который уступал в знатности и богатстве семьям, представители которых задавали тон в политике того времени – Алкмеонидам, Филаидам, Керикам.

Впервые Фемистокл был архонтом в 493 году до н. э.. На этой должности он начал работы по созданию гавани Афин в деме Пирей. Вернувшийся в город Мильтиад оттеснил Фемистокла на второй план, но в 480-е годы до н. э. он вернул себе прежнее влияние. По предложению Фемистокла серебро от открытой в 487 году до н. э. жилы было направлено не на раздачи народу, как обычно, а на строительство флота. Афинянам удалось снарядить двести боевых триер, и это был самый многочисленный флот в Греции. Во время персидского нашествия 480-478 годов до н. э. Фемистокл стоял во главе афинского контингента в составе общегреческого флота. Он был вторым человеком во флоте. Но именно благодаря решениям Фемистокла была выиграна битва при Саламине.

В ходе войны афиняне эвакуировали население своего города. Часть мирных жителей они направили в Трезен на Пелопоннесе, часть – на остров Саламин. Пустые Афины были заняты персидской армией и разрушены. После возвращения в город по инициативе Фемистокла афиняне возвели вокруг города и Пирея Длинные стены, которые сделали Афины неприступными.

После побед при Саламине и Платеях афиняне продолжили борьбу против Персии. Война велась за пределами Греции: во Фракии, Малой Азии, на Кипре, в Египте. Окончательно мир между Афинами и империей Ахеменидов был заключен в 449 году до н. э..

В ходе греко-персидских войн Афины основали Делосскую симмахию. Позднее она была преобразована в Афинский морской союз. Он объединял более 200 греческих полисов Балкан, островов, Малой Азии. Союзники должны были платить Афинам налог, именуемый форос.

Во главе Афин после изгнания Фемистокла около 476 года до н. э. стояла несколько выдающихся политиков. Большую роль в организации союза сыграл Аристид, соперник Фемистокла. Морскими походами против персов вплоть до своей смерти в 450 году до н. э. руководил Кимон сын Мильтиада.

Два десятилетия после 449 года до н. э. были временем, когда во главе Афин стоял политик Перикл. При нем были проведены работы по перестройке Акрополя: холм над городом украсили величественные храмы Парфенон и Эрехтейон. К этому времени в городе сложилась демократическая форма правления, но Перикл мудро умел направлять волю народу в нужное ему русло.

В 457-446 году до н. э. Афины и Спарта воевали. Тогда удалось заключить мир на приемлемых условиях. Но в 431 году до н. э. война вспыхнула снова. Новый конфликт, вошедший в историю как Пелопоннесская война, продолжался до 404 года до н. э.. Он закончился полным поражением Афин и роспуском Афинского морского союза. Во время совещания спартанцев и их союзников представители Фив открыто требовали разрушения города и продажи его жителей в рабство.

Школа Эллады: особенности культурной жизни Афин

В Классическую эпоху были созданы важнейшие достижения художественной культуры Афин. На Великих Дионисиях, Ленеях и Анфестериях ставились трагедии и комедии.

Философ Платон ставил театр в один ряд с судами и народным собранием среди институтов, обеспечивающих демократическую форму правления. В городе существовал особый фонд «Теорикон», из которого беднейшим афинянам выдавали деньги для покупки билетов. Оратор Демад назвал эти деньги цементом демократии.

Предполагают, что начало раздаче «театральных денег» положил Перикл. Достоверно известно, что они существовали во времена Демосфена. Упоминаний о теориконе после подчинения Афин Македонии в 322 году до н. э. нет. Скорее всего, он был упразднен.

Для управления теориконом избирали должностное лицо. В 350-е годы до н. э. политик Эвбул, занимавший этот пост, провел закон, по которому все денежные излишки пополняли теорикон. Этот закон устанавливал смертную казнь за предложение употребить деньги зрелищного фонда для других целей. После долгой борьбы незадолго до битвы при Херонее Демосфен смог добиться отмены этого закона.

В 380-е годы до н. э. бывший ученик Сократа Платон создал собственную философскую школу. Местом для нее стала роща недалеко от Афин, посвященная герою Академу. В честь него школа Платона получила свое название – Академия. Занятие в ней включали лекции наставников и беседы. Неизвестно, сколько времени занимало обучение в Академии – предположительно один-два года. Но Аристотель был слушателем Платона около двадцати лет.

Ученики стекались к Платону со всего греческого мира. Около 370 года до н. э. туда из захолустной Стагиры приехал Аристотель. После двадцати лет жизни в Афинах он какое-то время путешествовал, а в 335 году до н. э. основал собственную школу. Она называлась Ликей по тому месту, где была основана.

Летом в городе праздновались Панафинеи. Первоначально их отмечали один день, потом торжества продлили до трех. Самые ранние упоминания о Панафинеях относятся к VII веку до н. э.. Афиняне называли основателями праздника легендарного царя Кекропа или героя Тесея. Допускали также, что Тесей сделал Панафинеи праздником, общим для всей Аттики.

Первоначально торжество состояло из поднесения богине нового пеплоса. В 566 году до н. э. Панафинеи начали сопровождаться спортивными состязаниями. С этого времени ежегодно стали праздноваться Панафинеи, а раз в четыре года – Великие Панафинеи, сопровождавшиеся поднесением пеплоса и состязаниями. Для организации праздника в Народном собрании избирали десять афлофетов, по одному от каждой филы. Они занимали эту должность четыре года. При Писистрате Великие Панафинеи стали включать состязания рапсодов в исполнении поэм Гомера. Позже к ним добавились состязания музыкантов.

Спортивные состязания включали бег, пятиборье, кулачный бой, панкратион. Было три возрастных категории участников – мальчики, юноши, взрослые мужчины. Победителям вручали амфоры с оливковым маслом. Музыкантов награждали золотым венком и денежной суммой.

За городом проходили состязания колесниц. Командным состязанием было исполнение танца в полном вооружении. Во время Великих Панафиней проходила гонка триер. Каждая фила выставляла по одному кораблю с командой, и они состязались в скорости между гаванями Пирей и Мунихий.

Поднесение пеплоса было торжественной процессией, которая выходила с рассветом из района Керамик и шла к Акрополю. Одеяние для Афины везли на повозке. Сам пеплос за девять месяцев до Панафинеи ткали девушки из знатных семей полиса. Для руководства работой архонт-басилей выбирал двух девочек 7-11 лет из знатных семей. На одеянии вышивали узор, изображавший подвиги богини в сражении с гигантами.

Во главе процессии на Панафинеях шли девушки, ткавшие пеплос. За ними – девушки с сосудами и курильницами для ритуалов и воины афинского ополчения. В процессии шло много афинян, метеков и граждан союзных полисов. Отдельной категорией были девушки-канефоры («корзиноносицы»), несшие в корзинах инвентарь для жертвоприношения. Чтобы стать канефорой девушка должна была происходить из хорошей семьи, быть красивой и иметь незапятнанную репутацию. Отцы канефор получали от государства почести и вознаграждение. Девушек, которые неоднократно исполняли эту обязанность (не только на Панафинеях) удостаивали почетных декретов и даже статуй.

Трудности IV столетия

Год после Пелопоннесской войны стал для Афин временем новой тирании. После заключения мира во главе города стала комиссия из 30 афинских граждан. Декларировалось, что они должны составить новые законы для Афин. Современники называли их Тридцать, но позже греки и римляне дали этому правительству более броское название – «тридцать тиранов».

Во главе Тридцати встал афинянин Критий сын Каллесхра. Он происходил из знатного рода Кодридов. Его отец был одним участников переворота Четырехсот, которые пытались свергнуть демократию. Сам Критий в молодости был учеником Сократа, дружил с Алкивиадом, сохранилась даже его эпиграмма, в которой он утверждает, что выступил с предложением вернуть опального полководца из изгнания. Позже он сам был изгнан, жил в Фессалии, где участвовал в каких-то смутах.

Критий не скрывал своего презрения к основной массе народа и метекам. Правительство Тридцати при нем установило в полисе режим настоящего террора: метеков арестовывали и казнили без суда, а их имущество присваивали. Полноправными гражданами считались только три тысячи афинян. Критий слыл поклонником спартанских порядков, и в его действиях видят попытку перестроить Афины в подобие Спарты. Три тысячи – аналог спартанских гомеев, остальное население Афин – неполноправные периэки.

Ферамен, другой незаурядный член правительства, выступил с критикой действий главы Тридцати. Но Критий во время заседания собрания трех тысяч принудил своего коллегу к самоубийству. Ферамен мужественно взял кубок с ядом, плеснул часть его содержимого на землю, как при игре в коттаб, и остатки выпил.

Фрасибул, еще один друг Алкивиада, нашел убежище в Фивах. Оттуда он вышел с 70 соратниками и занял крепость Филу. Она стала центром, куда стали стекаться афиняне, готовые сражаться с тиранами. Защитники Филы отбили нападение воинов Тридцати, а затем дали им бой, в котором Критий погиб. Три тысячи прогнали уцелевших членов правительство и организовали новое, желая продолжать борьбу с Фрасибулом. После переговоров обе стороны сумели помириться. В 403 году до н. э. в Афинах восстановили демократическое правление. Народное собрание постановило, что никто не имеет права спрашивать с другого за его действия во время правления Тридцати и гражданской войны. Исключение делалось для уцелевших членов правительства, но даже они могли оправдаться, дав отчет о своих действиях. Отдельные судебные процессы проходили, и жертвой стал философ Сократ.

В 395 году до н. э. Афины, Фивы, Аргос и Коринф начали войну против Спарты. Когда в 399 году до н. э. началась война Спарты с Персией, афинский стратег Конон, живший при дворе правителя Кипра Евагора, предложил персам свои услуги. В 394 году до н. э. Конон и сатрап Фарнабаз разбили спартанцев на море около острова Книд. После этого афинянин вернулся на родину с персидским золотом, на которое они восстановили флот и Длинные стены Пирея.

В конце войны Персия стала поддерживать Спарту, и в 386 году до н. э. при ее участии в Сузах греки заключили мирный договор. Он запрещал межполисные объединения, но передавал под власть Афин острова Лемнос, Имброс и Скирос.

Следующие тридцать лет были для Афин временем лавирования между Персией, Спартой и Фивами. В 378 году до н. э. Афины и Фивы начали войну со Спартой. В этом году был создан Второй Афинский морской союз. В декрете о его создании декларировалось невмешательство афинян во внутренние дела членов союза. В 377-376 году до н. э. афинские наемники под командованием прославленного стратега Хабрия обороняли от спартанцев Беотию. В 371 году до н. э. фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, и эта победа сделала Беотийский союз сильнейшим государством в Греции.

Одновременно Афины взялись за старое в отношении союзников. Появились случаи вмешательства во внутренние дела городов. В 357 году до н. э. началась Союзническая война. Против города Паллады выступили бывшие члены союза – Византий, Родос, Хиос, которых поддерживал карийский правитель Мавсол. Эту войну Афины проиграли, но Второй Афинский морской союз просуществовал в усеченном виде еще два десятилетия.

Союзническая война совпала с первым конфликтом между Афинами и царем Македонии Филиппом II. Борьба велась за контроль над городами полуострова Халкидика. Противостояние между Афинами и Македонией закончилось битвой при Херонее в 338 году до н. э..

Афиняне проиграли битву, но сохранили независимость. В годы правления Александра Великого во главе Афин стоял политик Ликург. Благодаря его финансовому гению полис, не получая доходов от фороса, смог в несколько раз увеличить свои доходы. Афиняне копили силы – строились новые корабли (афинский флот никогда не был таким большим, как в эти годы).

После смерти Александра Афины и некоторые другие полисы решили дать бой Македонии. Так началась Ламийская война 323-322 годов до н. э.. Под командованием талантливых стратегов Леосфена и Антифила афиняне добились определенных успехов, но в итоге потерпели поражение в битве при Кранноне. Одновременно македоняне трижды разбили афинский флот, который больше не возродился как серьезная военная сила.

Городу была навязано олигархическое правление, которое вскоре было свергнуто. В 317 году до н. э. один из полководцев Александра Кассандр навязал Афинам своего ставленника – Деметрия Фалерского, который правил городом десять лет.

В 307 году до н. э. Афины были освобождены царевичем Деметрием, сыном Антигона, а Деметрий Фалерский бежал. Афиняне восстановили демократическую конституцию, уничтожили статую свергнутого правителя и отменили часть его законов.

Впервые в истории полиса они удостоили царей божественных почестей, и это положило начало традиции в истории эллинистических Афин. В городе учредили культ богов-спасителей Антигона и Деметрия, в честь них проводили игры. За культ новых богов отвечал жрец. К десяти филам добавили еще две – Антигониду и Деметриаду, которые получили первое место в списке фил. Подиум, где стояли статуи героев-эпонимов фил, расширили и поставили на нем статуи царей. Другие их статуи воздвигли рядом с памятником Гармодию и Аристогитону.

Последующие годы афиняне отступали от Полиоркета и вновь присягали ему на верность. В 287 году до н. э. Афины восстали и выбили гарнизон царя из города. Но Пирей и некоторые крепости Аттики остались под контролем Македонии. Следующие 25 лет полис был независимым. В 267 году до н. э. Афины рискнули в союзе со Спартой и Египтом бросить вызов Македонии. Война оказалась неудачной, и Афины вновь стали зависимыми от Македонии. Но в 229 году до н. э. афинянам удалось мирно при помощи денежной суммы заставить иноземные гарнизоны оставить Афины, Пирей и другие крепости в Аттике.

После восстановления независимости афиняне установили государственный культ Демоса. Его наследственными жрецами были потомки Микиона и Эвриклида, чьими усилиями в 229 году до н. э. была достигнута свобода. В сооруженный Демосу храм стали посвящать статуи граждан, отличившихся перед Афинами.

В 224 году до н. э. божественных почестей удостоили царя Египта Птолемея III. Ему был учрежден государственный культ и введена должность жреца. Была учреждена тринадцатая фила Птолемаида. Число членов буле увеличилось до 650. К филе приписали по одному дему от других фил, а также учредили дем Береникида в честь жены Птолемея. Статуя царя заняла место среди статуй героев-эпонимов афинских фил. Был учрежден государственный праздник Птолемеи.

Накануне войны с Македонией в 200 году до н. э. в Афины прибыл царь Пергама Аттал. Жители города приняли его с почетом. Афиняне учредили в честь царя новую филу Атталиду, а в ее составе дем Аполлонию по имени жены Аттала.

В конце III века до н. э. на Балканах появилась новая сила – Рим. В течение II столетия до н. э. Афины были союзником Римской республики, которая увеличивало свое влияние на полуострове. В 88 году до н. э. Афины рискнули поддержать царя Понта Митридата VI в его войне с Римом. Сначала во главе анти-римского движения в городе стал философ-перипатетик Афинион. Позже его сменил другой уроженец Афин – Аристион, последователь философии Эпикура. Он был прислан в город Митридатом.

Понтийский полководец Архелай сделал Пирей своей штаб-квартирой. В 87 году до н. э. Аттика стала полем боя. Римский полководец Сулла осадил Афины и Пирей. Архелай был способным полководцем, и осада порта шла тяжело. По приказу римлянина рощи Академии и Ликея вырубили и из деревьев сделали осадные машины. В марте 86 года до н. э. ночной атакой легионеры захватили город. В Афинах началась резня, но Сулла по просьбам изгнанников и сенаторов из своего штаба остановил ее, заявив, что щадит живых ради усопших. Аристион с верными людьми какое-то время оборонял Акрополь, но голод вынудил его сдаться. Философа, воинов его охраны, магистратов Афин того года казнили. Архелай со своей армией по морю ускользнул из Пирея.

Закончив войну, Сулла вернулся в Афины. Там его ждали почести афинян: его славили как освободителя от тирании Аристиона, провели в честь него праздник Силлеи, установили статую полководца.

Во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем полем боя стала Греция, а ее полисы поддерживали Помпея. Несколько афинских кораблей усилили его флот, а афинские гоплиты вошли в его армию и сражались при Фарсале. После победы Цезаря афинское посольство прибыло просить его о пощаде. Юлий Цезарь простил город ради славы предков афинян. Афиняне привычно воздвигли римлянину статую, на постаменте которой прославляли его как спасителя и благодетеля. Через несколько лет афинян снова втянули в гражданские войны римлян. После убийства Цезаря Афины поддержали его убийц. В октябре 44 года до н. э. Брут и Кассий приплыли в Грецию. В ее городах в честь убийц Цезаря принимали почетные декреты, а афиняне установили их бронзовые статуи рядом со статуями Гармодия и Аристогитона.

Брут некоторое время жил в Афинах. Он ходил на лекции философов Академии и Ликея. Одновременно он вел работу по сбору сил, привлекал на свою сторону влиятельных римлян, занимавших посты на Балканах.

После поражения Брута и Кассия в Афинах какое-то время жил Марк Антоний. Он старался расположить к себе жителей древнего города и получал удовольствие, когда его называли «друг афинян». В 39-37 году до н. э. Марк Антоний жил в Афинах со своей женой Октавией, которую очень любили горожане.

В 32 году до н. э., когда началась война с Октавианом, Антоний с царицей Клеопатрой посетил Афины. Помня о популярности Октавии, правительница Египта пыталась подарками расположить граждан полиса. После битвы при Акции в 31 году до н. э. Август без боя занял город. На этом закончился период самостоятельности Афин, которым предстояло стать частью провинции Римской империи Ахайя.


Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru
При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ НА НАШ ПОРТАЛ И ВСТАВИТЬ СЕБЕ НА САЙТ

Искать материалы на тему

Парфенон, полис, греки, Афины, Древняя_Греция, Аристотель, Эллада, платон

Категория материала:

эгейское море

Просмотров материала:

2054

Дата добавления материала

06.09.2016, 13:25

КОММЕНТАРИИ

комментарии пользователей
avatar


Мобильная версия сайта
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
легкая версия


Гость
профиль настроить
сообщения 
регистрация
вход выход


ВИДЕО МУЗЫКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ЦИТАТНИК

МАТЕРИАЛЫ
ЦИВИЛОПЕДИЯ93
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОТКРЫТИЙ49
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ КОСМОСА169
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД2
ЗАГАДКИ КОСМОСА
ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СЛЕДЫ БОГОВ
21
ВИДЕО МУЗЫКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ19

НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ КОСМОСА
Найдена древняя эфиопская мечеть
Обнаружен сервиз 15 столетия

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ЗАГАДКИ КОСМОСА ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СЛЕДЫ БОГОВ
Машинная обработка камней в древности, пропилы на камнях

ЦИВИЛОПЕДИЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОТКРЫТИЙ
Антикитерский механизм
Багдадская батарейка

ТЕМЫ ФОРУМА
Найдена древняя эфиопская мечеть
Обнаружен сервиз 15 столетия

ОПРОС

Какая цивилизация самая великая?

СТАТИСТИКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Онлайн 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 


ТЕГИ
ANCIENTCIVS.RU 2015 дизайн контент сайта являются уникальными защищены авторским правом. Скопировав материал - обратная ссылка обязательна!