ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИмакаронезия

Остров Сан-Жоржи

«Остров Сан-Жоржи, находится в северной части Атлантического океана и входит в группу Азорских островов. Он расположен в центральной части архипелага к западу от о. Терсейра, к востоку от о. Фаял, к северу от о. Пику, к югу от о. Грасиоза. Обычно всю группу Азорских островов, принадлежащих Португалии, относят к Европе, от которой они отдалены на 1500 км. Такое же расстояние до побережья Западной Африки и 1600 км до Американского континента. Таким образом, Азорские острова, находятся в самом центре Атлантики и всех судоходных путей.»
С начала XVI в. Сан-Жоржи, как и остальные острова архипелага, стал одним из наиболее важных перевалочных пунктов между Европой, Америкой и Африкой, а несколько позже и Индией. В азорские порты, на пути из Америки в Европу, заходили галеоны гружённые золотом, и корабли с рабами на борту, идущие из Гвинейского залива в Америку. Со временем порты Сан-Жоржи, такие как Топу и Велаш превратились, в своего рода узловые центры, быстро развивавшиеся и богатевшие благодаря торговле. Значение Сан-Жоржи и других островов архипелага, для Португалии, как в этот период, так и в последующем, трудно переоценить. Но дать этому какую-то однозначную оценку сейчас, ещё труднее, по причине того, что сведения по истории настолько скудны, что это даже удивляет. Попытался изменить эту ситуацию, самый известный уроженец Азорских островов, учёный и политик Жоао Соареш Тейшейра де Соуза, в конце XIX в. написавший десятки статей на тему истории и этнографии архипелага. Но поскольку печатались они преимущественно на португальском языке, можно сделать вывод, что для Европы интерес к нему так и остался незначителен.

Самое интересное, что когда-либо звучало по поводу Азорских островов, так это гипотеза, что они являются вершиной затонувшего материка под названием Атлантида. Впервые её высказал не Платон в своих Диалогах, как принято считать, утверждавший, что затонувший материк находился к западу от Геркулесовых столбов, но не указывавший прямо на Азорские острова. За 200 лет до него это сделал Солон, побывавший лично в этих водах, но он считал, что погружение Атлантиды на океанское дно произошло совсем недавно, так как море после катастрофы, по его словам, было сильно загрязнено и это мешало мореплаванию. Конечно, он ничего не знал, об особенностях Саргассова моря, но эти подробности доказывают, что он прекрасно знал об Азорском архипелаге.

Эту теорию подхватил Игнаций Доннелли в 1882 г. в своей книге "Атлантида: мир до потопа” он пытался доказать что Атлантида находилась именно на месте Азорского архипелага и охватывала так же Канарские острова. Книга вызвала огромный резонанс, но в учёном мире широкой поддержки не получила, от того, что сам автор утверждал, будто затонувший материк был чуть ли не прародиной всего человечества. Доннелли был назван мистификатором и получил в свой адрес изрядную долю критики, но его книга пробудила огромный интерес к таинственной Атлантиде, и стала первой среди более чем 1000 трудов, посвящённых этой теме. Но что ещё более интересно, современные геологи, далёкие от мистификаций, нашли этой теории косвенные основания. В 1997 г. Кристиан О′Брайен и Барбара Джой в изданной ими книге "Сияющие” говорят о том, что во время исследований в 1971 г. они обнаружили русло реки протяжённостью 288 км в 64 км от острова Сан-Мигель, находящееся сейчас глубоко на дне океана. Подтверждением тому, что это была именно река, протекавшая на поверхности суши, служат валуны на её дне, гладко отшлифованные стремительным водным потоком. Если их выводы верны, то можно будет с уверенностью говорить о том, что Азорские острова и впрямь являются вершинами затонувшего в древности материка. Но говорить о том, что на нём существовала высокоразвитая цивилизация, никто не берётся – для этого нужны более веские основания, которых, к сожалению, пока нет.

Азорские острова, были известны многим народам и культурам ещё с глубокой древности. О них хорошо знали греки, как минимум с 600 г. до н. э., свидетельством тому, служит, описание Саргассова моря находящегося к западу от архипелага, Солоном. Их неоднократно посещали финикийцы, а несколько позже и карфагеняне, об этом говорит клад карфагенских монет, отчеканенных примерно в 200 г. до н. э. найденный на острове Корву в 1749 г. На Азорских островах, возможно, высаживался Святой Брендан, так же описывавший "застывшее” море, по которому совершенно невозможно было плыть. О них знали норманны в XI в. состоявшие на службе у кастильских королей, равно как и Андалузские арабы. Многие скептики ставят всё это под сомнение, утверждая, что португальцы были первооткрывателями архипелага, но ведь на венецианских, генуэзских и каталонских картах середины XIV в. они уже значились, причём под нынешним названием.

Сейчас неизвестна даже дата, так называемого, повторного открытия острова Сан-Жоржи, хотя некоторые португальские источники и называют 23 апреля 1439 г., что многими историками ставится под сомнение. Неизвестно и имя первооткрывателя, но заселение острова началось в 1454 г., когда несколько фламандских семей, вместо того чтобы поселиться на Терсейре, как и большинство их соотечественников, оказались на Сан-Жоржи. Выходцы из Фландрии, наряду с выходцами с Алгарве и Алентежу были одной из самых многочисленных этнических групп, заселявших Азорские острова на первом этапе. Но если португальцы селились на восточных островах - Санта-Марии, Сан-Мигеле и Терсейре, то фламандцы преимущественно на центральных - Грасиоза, Пику, Фаял и Сан-Жоржи. Исключительное право селиться на островах принадлежавших Португалии, получил от инфанта Энрике, Джейкоб ван Брюгг в 1450 г, перевёзший в том же году на Тейсейру первые 17 семей, некоторые из которых, по непонятной причине перебрались дальше на запад.

Первоначально, на новой родине, переселенцы занимались исключительно животноводством, выпасая на острове большие стада крупного рогатого скота. Вероятно именно поэтому, следующей волной мигрантов, стала большая группа чернокожих рабов с Гвинейского залива. насильственно переселённых на Сан-Жоржи, в 1460 г. Третьей группой в 1470 г. были так же фламандцы и выходцы с Северной Франции, возглавляемые Виллемом ван дер Хагеном, обосновавшийся сначала на Фаяле, но в 1480 г. перебравшимся на Сан-Жоржи, где стал его первым капитаном. По какой-то причине, в 1483 г. звание капитана получил так же Жоао Вас Корте Реаль, что привело к длительному конфликту между двумя капитанами и едва не закончилось гражданской войной между ними. В 1485 г. ван дер Хаген удалился в Торо, но должность с себя не сложил, Корте Реаль остался в Велаше и уступать тоже не желал, в результате чего остров фактически разделился надвое. Королевская администрация не вмешивалась в это противостояние и двоевластие на Сан-Жоржи продлилась 15 лет, до смерти Корте Реаля.

К концу XV в. на острове появилось несколько поселений, крупнейшими из которых были Велаш, Калета, Урзелина и Топу. Поскольку ван дер Хаген ставший единоличным правителем острова, не пожелал переезжать в Велаш, считавшийся до этого главным поселением острова, то столицей автоматически становился Топу. Но внутренние регионы острова, в то время, были лишены каких бы то ни было дорог, поэтому единственным способом сообщения был морской, что дало дополнительный толчок к развитию приморских поселений, ставших вскоре портовыми городами. А это в свою очередь, способствовало укреплению торговли и приросту благосостояния местного населения. К этому времени, переселенцы кроме животноводства занимались рыболовством и земледелием, выращивали на плодородном вулканическом пепле виноград, пшеницу, кукурузу и ямс, что было главными продуктами экспорта в Европу. В период своего наивысшего расцвета, в середине XVI в., население Сан-Жоржи насчитывало уже около 3000 человек.

В 1580 г. события на континенте, втянули жителей маленького острова в вооружённый конфликт с Испанией, самым могущественным на тот момент государством Европы. После смерти короля Португалии Себастьяна, его место занял дон Антониу, но права на португальскую корону заявил так же и испанский король Филипп II. После 20 дней правления, потерпевший поражение в битве при Алкантра, дон Антониу бежал на Терсейру и заявил, что намерен до последнего вздоха отстаивать свои права. Его притязания поддержали и жители Сан-Жоржи, ненавидевшие испанцев и проявившие желание сражаться за законного государя. В первом сражении в заливе Салга у острова Терсейра, 25 июля 1581 г. азорские сторонники дона Антониу, поддержанные французским флотом, нанесли испанцам сокрушительное поражение. Но ликование было недолгим, ровно через год в морском сражении у Понта-Дельгада 25-26 июля 1582 г. азорско-французский флот был разгромлен испанской эскадрой. Дон Антониу продержался ещё некоторое время на Тейсейре, но в 1583 г. остров был захвачен, вслед за тем капитулировал и гарнизон Сан-Жоржи, сдавшийся превосходящим силам герцога Кастильо.

В наказание за поддержку дона Антониу, испанцы изолировали порты Сан-Жоржи и на острове, в связи с этим, начался упадок, усугублявшийся природными катаклизмами и пиратскими набегами, на которые испанские власти не обращали никакого внимания. Худшим из этого, были именно нападения английских и французских каперов в 1589 и 1590 гг., не только грабивших местное население, но и захватывавших их для последующей продажи в рабство. С конца XVI в. участились нападения и берберийских пиратов с североафриканского побережья, буквально опустошавшие прибрежные селения острова. Экономическое положение Сан-Жоржи несколько улучшилось после обретения Португалией независимости в 1640 г., но пиратские нападения не прекращались до середины XVIII в. Вконец обнаглевшие корсары начали захватывать города, так 20 сентября 1708 г. сержант-майор Амаро Соар де Соуза был вынужден сдать Велаш, французским разбойникам под командованием Рене Дюгюэ-Труэна, дочиста разграбившим город.

И без того тяжёлое положение островитян, стало невыносимым в конце XVII в. после целого ряда неурожайных лет, что привело к голоду. Правительство же, вместо того чтобы пойти людям навстречу требовало уплаты церковной десятины, причём сразу за три года, и на клубни колоказии, бывшей единственным средством пропитания крестьян и никогда до этого не облагавшейся налогом. Это вызвало повсеместное возмущение, и привело к так называемому Восстанию колоказии или О Мотим душ Инамес, вспыхнувшее 21 июля 1694 года. Восставшие из Ареии и Рибейры ворвались в церковь Норте-Гранде, где начали жечь десятинные списки и приходские книги. Священнику Жоао де Соуза Пачеко стоило большого труда успокоить их и уговорить разойтись по домам. 22 июня 1696 г. начались аресты всех участников восстания, признанных в результате виновными, и приговорёнными к уплате кроме должной десятины, всех расходов на судей, солдат и чиновников. В результате почти все они были разорены и закончили свои дни в тюрьмах Сан-Жоао Баптисты, Ангры и Орте.

Ко всем бедствиям жителей Сан-Жоржи, добавились природные катаклизмы, начавшиеся 1 мая 1580 г. грандиозным извержением вулканов Куимада и Набо продолжавшимся 4 месяца, уничтожившим Рибейру и Алмейду и засыпавшим весь остров толстым слоем пепла. 8 ноября 1588 г. в результате наводнения в Велаше была разрушена большая часть домов, а десятки людей унесло приливной волной в море. 21 декабря 1641 г. наводнение в Велаше повторилась, высокие волны вызвали ещё большие разрушения и привели к многочисленным жертвам. 1 ноября 1755 г. приливная волна, после Лиссабонского землетрясения, разрушила почти все порты на Азорских островах, и принесла разрушения в десятки раз большие, чем в самой метрополии. Одним из самых масштабных природных бедствий обрушившихся на Сан-Жоржи, было извержение Урзелины, что произошло 1 мая 1808 г. Извержение сопровождалось выбросами ядовитых, удушающих газов, и мощными подземными толчками, принёсшими огромные разрушения. И в довершение, ко всему этому, в 1850 г. богатые виноградники острова были полностью уничтожены чумой виноградной тли, что буквально поставило экономику острова на колени.

После Гражданской войны в Португалии, во время которой островитяне приняли сторону либералов, и подписания Corographia Açorica, в 1822 г., в результате чего Азорские острова получали внутреннюю автономию, Сан-Жоржи 150 лет находился на задворках цивилизации. О нём все забыли, и нет практически никаких сведений о том, что там происходило в этот период времени, а сам остров фактически не имел никаких связей с внешним миром, так, словно его и не было никогда. Изоляция острова продолжалась до 1982 г. и это, как минимум странно, что такое вообще может быть возможным в не столь отдалённое время.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
вид с острова Сан-Жоржи на соседний остров Пику, Азорские острова
вид с острова Сан-Жоржи на соседний остров Пику, Азорские острова
вид с острова Сан-Жоржи на соседний остров Пику, Азорские острова
остров Сан-Жоржи, вид с самолёта, Азорские острова
остров Сан-Жоржи, вид с самолёта, Азорские острова
остров Сан-Жоржи, вид с самолёта, Азорские острова
церковь Богоматери Розарии в Топу
церковь Богоматери Розарии в Топу
церковь Богоматери Розарии в Топу
городок Топу является крайней восточной оконечностью острова Сан-Жоржи
городок Топу является крайней восточной оконечностью острова Сан-Жоржи
городок Топу является крайней восточной оконечностью острова Сан-Жоржи
крепость Форче да Прегиса в Калете, остров Сан-Жоржи
крепость Форче да Прегиса в Калете, остров Сан-Жоржи
крепость Форче да Прегиса в Калете, остров Сан-Жоржи
лагуна и поселение Фажэ душ Кубреш
лагуна и поселение Фажэ душ Кубреш
лагуна и поселение Фажэ душ Кубреш
Велаш - самый крупный город острова Сан-Жоржи
Велаш - самый крупный город острова Сан-Жоржи
Велаш - самый крупный город острова Сан-Жоржи
Фажэ де Фернанду Афонсу, вид из парка
Фажэ де Фернанду Афонсу, вид из парка
Фажэ де Фернанду Афонсу, вид из парка
церковь Святой Барбары, Манадаш, остров Сан-Жоржи
церковь Святой Барбары, Манадаш, остров Сан-Жоржи
церковь Святой Барбары, Манадаш, остров Сан-Жоржи
Остров Сан-Жоржи
Остров Сан-Жоржи
Остров Сан-Жоржи