ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИсеверная европа

Готы

«Готская народность до сих пор заставляет историков спорить между собой о своём происхождении, ведь готы на протяжении многих веков являлись отягощёнными различными идеологическими ярлыками. Кто-то считал готов откровенным злом, а некоторые были убеждены в превосходстве народа и старались связать свои корни с этой необычной нацией. Сегодня никто точно не может быть уверен, что его предки были готами, но ни один человек не удивится, если узнает, что он потомок готского народа.»
Начиная с XV века, жители Австрии и Швеции всерьёз начали задумываться над своим происхождением. Придворный историк Фердинанд I Вольфанг Лациус говорил о переселении готов как о возможности создания нового государства, и это значило, что весь род Габсбургов мог во время своего правления подчинить себе ту территорию, которую занимала эта страна. Профессор Олад Рудбек полагал, что Швеция с её готами относится к Атлантиде, описанной Платоном. Он нашёл сходство одного из акрополей Атлантиды с храмом Аполлона в древней Упсале. Французы, несмотря на некоторое идеологическое отторжение от готов, считают их всё же своими предками. Даже англо-американские народы думают, что готы причастны к судьбе их прошлого. Так или иначе, до сих поря неясно, какому из ныне живущих народов выпала честь быть потомками готского племени, и такая ли это честь, иметь неизвестных предков, около которых собрано немало страшных легенд.

Упоминания о готах с античности до раннего средневековья

Исторические источники предлагают множество вариантов названия готов: гутоны, визиготы, австроготы, тервинги и грейтунги. Это лишь несколько версий наименований народа, заставивших историков сломать голову, выясняя, насколько огромна разница между этими словами. Несмотря на то что этому вопросу уделялось много внимания, на сегодняшний день собрано очень мало материала по истории готов, который дал бы понять, с чем связана эта пестрота в названии племени. Слово «готы» очень часто встречается в сочинениях IV–V вв., рассказывающих о внешней политике на Балканах в то время.

Весь материал о готах учёные разделяют на два типа. Первый тип документов очень подробно описывает некоторые события из жизни народа. Такие сочинения представляют большую ценность для историков, потому что их писали люди, непосредственно связанные с событиями, рассказываемыми в книгах. Другой тип включает в себя заметки, замечания или упоминания о племени. Опираясь на эти данные, можно составить лишь общее представление о начале расселения готов. Однако, они позволяют составить ряд гипотез, затрагивающих важнейшие вопросы, касающиеся готской жизни. Например, можно предположить, что понятие «готы» — это не только этнический термин, но и собирательное слово всех германских племён с IV в. Подтверждением этого является географический труд неизвестного автора, в котором готы относились к германцам. Аврелий Виктор, римский историк и писатель, также относит готское племя к немецкому. Эти источники ещё плохо изучены, так как их текст с трудом поддаётся прочтению, и пройдёт ещё очень много времени, когда историки полностью смогут перевести книгу.

Иногда древние писатели упоминали термин «готы» в качестве союза нескольких однородных племён. Так, в записях Анонима Валезия сообщается о борьбе Константина Великого с множеством сильнейших народов готского происхождения. Это свидетельствует о том, что автор представляет готов как несколько объединённых наций. Христианский писатель Сальвиан в своих трудах упоминал о варварах-готах и варварах среди готов, что также указывает на неоднозначность значения слова «готы».

Во многих древних источниках такие обозначения готов, как «везеготы», «остготы», «грейтунги» и «тервинги» переплетаются самым непонятным образом. У историков возникло мнение, что везеготы и остготы являются двумя частями одного племени, жившего в Северном Причерноморье. Некоторые учёные считают, что название произошло ещё до переселения готов на юг, кроме этого, принято отождествлять тервингов с визиготами, а остроготов с грейтунгами. В настоящее время эта гипотеза перепроверяется, так как некоторые её части базируются на сомнительном источнике.

Но как бы там ни было, проблема многочисленности этнонимов связывается с разделением готов. Все исследователи согласны с тем, что, передвигаясь с северных районов в южные, народ разделился. Этот процесс формирования новых объединений закончился около V века.

Кроме точки зрения учёных существует так называемая традиционная теория, согласно которой, по мнению Иордана – древнего историка, готы разделились в тот момент, когда они пришли в земли Скифии. В начале III в. племя поделилось на везеготов, поклоняющихся Балтам, и остроготов, служивших Амалам. Достоверность этой гипотезы очевидна. Слова Иордана указывают на некоторую стадию развития готов, которую давно заметили историки, ведь деление народа — это новый этап жизни племени.

Готы в Северном Причерноморье и Балканах

Ссылаясь на исторические источники, можно с точностью утверждать, что родиной готов была Скандинавия. В IV–II вв. до н. э. они уплыли на трёх разных кораблях на материк, и уже во II–I вв. до н. э. достигли среднего течения Вислы. На юг готы начали передвигаться во II в. до н. э. Учёные не сомневаются, что это было именно переселение, в книгах древних историков говорится о миграции народа с целью найти подходящий климат. В каких направлениях двигались готы, исследователи не знают, но они смогли выдвинуть несколько гипотез, более или менее подходящих под описанное древними писателями. В первой гипотезе утверждается, что готы шли к Дунаю, по пути встречая родственные племена. Во втором варианте готская народность отправилась на юг по реке Висла в район Поднепровья. Источники, содержащие в себе информацию о переселении, очень скудны и ограничиваются писаниями Иордана, который утверждает, что племя поселилось в трёх различных местах. Первое расселение готов происходило в Скифии около Меотийского болота, второе — в Дакии, Мизии и Фракии, третье — около Понтийского моря, с противоположной стороны от Скифии.

У исследователей возникла масса вопросов по поводу правдивости этой информации. Каких именно готов имеет ввиду Иордан? И готы ли это вообще? Ведь если речь идёт о готах в общем, то- это то племя, которое относится к Амалам. И если это так, то второе место расселения, которое было указано в книге, было названо лишь для того, чтобы породнить готов с гетами, народом Фракии. Если эта теория правдива, то получается, что готы были тесно переплетены ещё с одним независимым народом, который жил на территории современных Болгарии, Греции и Турции. Многие учёные несогласны с мнением Иордана, и в ходе исследований было выяснено, что готский историк присоединял к жизни готов те факты, которые их не касались. Однако, его труды ссылаются на историю Кассиодора, римского историка, написавшего сочинение в 12 томах. Сам Кассиодор писал свои книги, опираясь на устные рассказы и на историю остроготов и вестготов, написанную Аблабием и ещё одним неизвестным историком. Такое большое количество трудов, написанное в разное время, даёт современным историкам понять, что Иордан всё-таки говорил об общем племени готов, потому как разделённые готы расселились в различных районах континента. В связи с этим историки допускают, что готы могли прийти на земли Меотиды.

Везеготы путешествовали отдельно от остроготов. Древние писатели связывали этот факт с Балканами. Грекоязычный историк Олимпиадор написал о том, что вандалы назвали везеготов «трулами». Как известно, в древние времена этим словом называли Днестр. Поэтому Днестр для учёных явился той границей, которую, по их мнению, везеготы никогда не пересекали.

В книге Иордана не описан точный путь готов, но зато известно, что народ совершал поход на юг во главе с королём Филимером. Но в скором времени часть людей отделилась от основной группы. Что с ними произошло дальше, трудно сказать, ведь до сих пор исследователи не располагают достаточным количеством информации. После деления остроготы направились в Ойум, место, о расположении которого было высказано множество мнений. Вернадский сообщил, что Ойум находится около Киева, Е. Шварц относил эту территорию к южнорусской степи. Г. Ловмянский посчитал, что Ойум локализован в районе Днепра и около Азовского моря. Сам Иордан связывает это место со скифскими землями. После завоевания Скифии готы направились к Меотскому болоту. В Северном Причерноморье готы опять разделились. «Восточные» готы остались около Меотиды, а «западные» предпочли Балканы.

Согласно историческим источникам, поселение готов располагалась около Меотского болота. Все остальные районы возможного расселения племени хоть и учитываются в истории, но не являются точными местами проживания готского народа.

Особенности культуры готов

Готская культура имеет три важных особенности своего развития. Первая особенность культурной эпохи готов заключается в том, что она имеет архаический характер. Особенно хорошо это прослеживается при чтении документов племени, в которых строго соблюдена система употребления фонетических структур. Виторре Пизани, итальянский лингвист, считает, что готский язык стал основополагающим для всех германских народов. Несмотря на политические распри, протоготские племена сумели сохранить единство и самобытность своей культуры. Когда готы начали своё переселение, на материке существовала своя классическая культура, которую нельзя было переломить. И все же готы оказались очень развитым на то время племенем. Их культура отличается энергией и жизненностью, которой нет ни у одного западноевропейского племени. Когда как другие германские народы следили за выходом литературы на своём языке, готы уже читали христианские книги. После распада греко-римской цивилизации, культура готов стала основополагающей для других народов, но она не смогла заменить культурные устои, существовавшие задолго до появления скандинавских народов. Готов учёные всегда рассматривали как носителей своей культуры. Вначале этот мир скандинавских народов взаимодействовал с северными племенами, впоследствии их влияние передалось и на «немцев», а через некоторое время многие германские нации находились во власти готской культуры.

Через некоторое время готы стали ощущать на себе влияние Рима. Племя приняло христианство, далее создало собственный алфавит, послуживший началу появления церковной литературы. Также археологам удалось найти несколько записей готских купцов V–VI вв. Иордан в своей книге говорит о том, что помимо духовных книг у готов существовала и своя светская историография на готском языке.

Если углубиться в начало зарождения готской культуры, можно увидеть, что в первые века существования готов на скандинавской земле начали происходить изменения. Так, в могилы нельзя было класть оружие, трупы чаще всего сжигали или подкладывали в яму два трупа. Изменилась форма посуды, теперь она стала маленькой и аккуратной, красили её чаще всего в жёлтый цвет. Формы керамики стали разнообразнее, поменялась техника росписи ваз.

В Средние века, будучи готским княжеством, народ получил независимость благодаря правителю Алексею, который кинул все силы на спасение государства. Население к XVI–XVIII вв. стало довольно пёстрым. Теперь в готской земле проживали потомки хазар, армяне, евреи, греки и татары. Официальным языком считался греческий, на нём велись службы и печатались книги. Кроме христианства были распространены индуизм и мусульманство. За период средневековья поменялась и готская мода, так любимые готами фибулы и пряжки ушли в прошлое. Теперь женское население отдавало предпочтение византийским и салтовским стандартам.

Готский народ, по мнению учёных, очень удивителен. Его нельзя отследить ни по одним археологическим данным, но его присутствие чувствуется в каждой европейской стране.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
вестготы разрушают Рим
вестготы разрушают Рим
вестготы разрушают Рим
готский вождь — мозаика Большого дворца в Константинополе
готский вождь — мозаика Большого дворца в Константинополе
готский вождь — мозаика Большого дворца в Константинополе
готы встречают сарматов в лесу
готы встречают сарматов в лесу
готы встречают сарматов в лесу
готские воины, изображенные на Миссории Феодосия I, сделанном в 388 г.
готские воины, изображенные на Миссории Феодосия I, сделанном в 388 г.
готские воины, изображенные на Миссории Феодосия I, сделанном в 388 г.
происхождение готов
происхождение готов
происхождение готов
мавзолей Теодориха в Равенне
мавзолей Теодориха в Равенне
мавзолей Теодориха в Равенне
сражение готов
сражение готов
сражение готов