ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕГИОН
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРАКТИВ
ПОИСК
СТАТИСТИКА
✍ ЦИВИЛОПЕДИЯ • ЦИВИЛИЗАЦИИюжная африка

Народ Дамара

«Дамара, во многом загадочный южноафриканский народ и поныне проживающий в пустынном районе Центральной Намибии. Происхождение их совершенно необъяснимо, а всё что с ними связанно странно и непонятно. До сих пор не выяснено, откуда они пришли, но гораздо большую загадку представляет их этническая принадлежность, а это самая настоящая головоломка не только для историков, но и для лингвистов и антропологов.»
Дело в том, что дамара как и большинство туземного населения Южной Африки, относят к группе народов банту и принадлежность эта ни у кого не вызывает сомнения, но по типу они гораздо ближе к народам койсанской группы - это готтентотские народы, или проще говоря бушмены. Говорят они также на койсанских наречиях, характерной чертой которых является прищёлкивание языком, что очень трудно для воспроизведения. 

Бушменов, считающихся самым древним, и как полагают, коренным населением юга африканского континента, в последнее время относят не просто к отдельной народности, но отдельной койсанской (капоидной) расе. Они действительно имеют ряд существенных отличий от негроидной расы – отличает их низкий рост, худощавое строение тела, светло-коричневый или даже жёлтый цвет кожи, тонкие губы и раскосые глаза. Внешне они больше похожи на жителей Юго-Восточной Азии, чем на африканцев. Тот же облик имеют и дамара, разве что цвет их кожи несколько темнее, но загвоздка в том, что между ними и бушменами нет никаких родственных связей. Образ жизни дамара, тоже сильно отличает их и от бушменов и от банту – это полуоседлый народ, занимающийся скотоводством, никогда не знавший земледелия и никогда не имевший даже зачатков собственной государственности. В целом, это люди каменного века, и со времён европейской колонизации для них ничего не изменилось, дамара до сих пор живут небольшими группами, домом им служат шалаши из веток, а одеждой набедренные повязки из шкур животных.

Дамара никогда не были единым народом, они разделены на две подгруппы – равнинных и горных дамара, которые в свою очередь состоят из десятков племён, говорящих на разных языках и наречиях. Хотя обе группы принадлежат к одной народности, между ними очень мало общего, единственное, что их объединяет, это взаимная вражда в отношении друг друга. Несомненно, что происходили они от одного предка, но разошлись очень рано, и долгое время их разделяло огромное расстояние, в результате чего сейчас между ними прослеживается множество различий. Но отдельными народами, несмотря ни на что, они всё же не стали, и даже сейчас, ненавидя и презирая друг друга, и равнинные и горные дамара признают своё близкое родство.

История этого загадочного народа известна очень плохо, главным образом из-за того, что этим вопросом никто не занимался до начала 1990-х годов. И только благодаря стараниям группы молодых энтузиастов из ЮАР, этнографов, археологов, лингвистов, антропологов, которые провели ряд собственных изысканий, а полученные данные объединили с известными на сегодняшний день, но разрозненными материалами, касающимися дамара, удалось немного приоткрыть занавес таинственности. Однако результаты их трудов пока не признаны официально, многое в них построено на логических предположениях, не подкреплённых никакими материальными доказательствами. Несмотря на то, что добрых 70% всемирной истории, это те же догадки и предположения, титанический труд молодых учёных многими считается необъективным. Как тонко высказался по этому поводу профессор Филлип Тобиас, ведущий южноафриканский антрополог: "Для того чтобы самый откровенный бред, в учёном мире приняли за чистую монету, нужно быть как минимум, седовласым маразматиком”.

Главным камнем преткновения стала теория, впервые высказанная, кстати, тем же Тобиасом, что дамара являются отдельной этнической группой, не относящейся ни к банту, ни к бушменам. В пользу этого может говорить то, что у дамара присутствуют гены гаплогруппы А, что делает их даже самое отдалённое родство с банту, попросту невозможным, но указывает на принадлежность к койсанской группе. Вместе с тем, ряд характерных особенностей, в строении черепа, например, исключает любое отношение их к бушменам. И это не предположение, а факт, который этнографы и историки упрямо отказываются принимать. Опираясь на это, можно говорить о том, что дамара, как и готтентоты, являются коренным народом Южной Африки и с глубокой древности проживали не просто на её просторах, а именно в тех местах, где и сейчас, то есть на территории Намибии.

Примерно на рубеже нашей эры, произошло нечто, что заставило их уйти с насиженных мест. Это не могло быть изменение климата, как известно пустыня Намиб, занимающая большую часть данного региона, самая старая на планете и за последние 50 миллионов лет там мало что изменилось. Исключается также и военное вторжение, всё указывает на то, что дамара ушли сами, но почему - остаётся непонятным. В их устной традиции, говорится, что когда-то очень давно, в местах, где жили деды их дедов, объявился некий дракон, убивший много людей, после чего другие, спасаясь от его ярости, вынуждены были бросать свои дома и бежать, куда глаза глядят. Конечно же, на эту сказку не обратили никакого внимания, да и никак не связывали реальные и мифологические события между собой – у каждого народа есть свой дракон, это уже привычная тема народных сказаний.

Но в 1971 г. один из пилотов, пролетавший над пустыней Намиб в районе Южной Анголы, сообщил о видимых им странных кругах на земле. Ученые, заинтересовавшись этим явлением, посмотрели снимки со спутника и были поражены – загадочные симметричные круги покрывают огромные площади пустыни, и тянутся на тысячи километров от Анголы через территорию Намибии далеко на юг. Но ещё большее удивление они вызвали при детальном изучении – все эти круги нерукотворны, имеют почти правильную форму, от 2 до 40 м в диаметре и находятся примерно на равном расстоянии друг от друга. Но самое удивительное, что они состоят из кольца постоянно зеленой растительности, которая не высыхает даже в период сухого сезона. Внутри же самого кольца находится "мёртвая зона", совершенно лишённые любых форм жизни и растительности. На протяжении 45 лет учёные безрезультатно пытаются разгадать эту загадку, но ни ответа, ни каких либо объяснений этому не получено до сих пор. Хотя нет единого мнения среди исследователей, изучающих это явление, все они связывают его с каким-то ядовитым воздействием – токсичными испарениями из недр земли, радиоактивностью или иными процессами, убивающими всё живое в пределах круга. Народ химба, проживающий в Южной Анголе называет их "кругами смерти” и объясняет живущим под землёй драконом, дыхание которого и выжигает траву на поверхности. Тогда и вспомнили о легенде дамара – уж не тот ли это дракон, терроризировавший их предков?

За эту версию никто не пытается ухватиться, как утопающий за соломину, тем более что природа загадочных кругов пока остаётся неизвестной, но она была высказана в числе возможных причин, не менее загадочного исхода дамара с родных мест. Но очевидно, что именно в этот момент, в промежутке между I в. до н. э. и I в. н. э. они разделились, одна часть дамара ушла на север, а другая на юг, где они и сблизились с банту и нама соответственно. В новых местах проживания, на протяжении почти 1000 лет проходила частичная ассимиляция с окружающими народами, в результате чего они приобрели некоторые черты, переняли образ жизни и впитали их культуру и языки. Спустя сотни лет, дамара начали возвращаться в родные края, мелкими группами или в составе других народов, а эта обратная миграция имела периодический, сильно растянутый во времени характер.

Первыми, начиная с IX в. начали движение на север отдельные группы дамара, которых назовут впоследствии горными, и часть нама, проживавшие до этого на берегу реки Оранжевой. Продвижение их было постепенным и по видимому, не имело какой-либо намеченной цели, они просто шли на север, занимаясь в пути охотой и выпасом стад коз и овец. Эта первая волна миграции растянулась почти на 100 лет, пока в середине Х в. переселенцы окончательно не осели в северной части Центральной Намибии, на плоскогорье в районе Большого Уступа. Подобная миграция выглядит как-то нелогично - оставить плодородный край с тучными пастбищами на северном берегу Оранжевой, ради пустынного, засушливого региона, выглядит безумием. Для подобного шага, нужны были достаточно веские основания и вне всяких сомнений они были, а о том, что спровоцировало это, сейчас можно лишь гадать. И, тем не менее, в течение последующих веков, вслед за первыми потянулись и другие группы племён дамара, такие как гауб, сесфонтейн, ауридама, эронго-дама, свакоп-дама, кхомадама и прочие. Все они селились на северном плоскогорье, в местности, получившей впоследствии название Дамараленд, к западу от мест расселения бушменов, с которыми они сохраняли дружеские, добрососедские отношения. Последние дамара и нама переселились в Дамараленд в 1760-х годах под давлением капских колонистов-буров, захвативших все их земли на юге, на берегах реки Оранжевой к 1765 году.

Будущие равнинные дамара, в составе племён гереро, начали движение в Намибию с северо-запада, с территории Анголы, начиная с середины XVII в. Их миграция, выглядит вполне логичной, в этот период, началась масштабная колонизация Анголы португальцами, сопровождавшаяся безжалостным истреблением и порабощением племён, отказывавшихся принять христианство. Но, как и в случае с первой волной переселенцев с юга, их миграция имела периодический и затяжной характер, они так же переселялись небольшими группами и сначала кочевали со стадами в Каоколенде на границе Анголы и Намибии. К середине XVIII в. когда беглецов стало слишком много, а к ним присоединились и другие народы, такие химба и овамбо, дамара и гереро ушли дальше на юг и поселились Дамараленде, на центральном плато, в районе Виндхука, к юго-востоку от горных дамара.

Таким образом, спустя почти 2000 лет, к концу XVIII в. обе ветви народа дамара, пусть и не воссоединились как прежде, но вернулись к своим истокам и, поселившись в одном регионе, проживали по соседству. Как ни странно, будучи разделены всё это время, они признавали родственные узы, хотя к тому времени, обе группы дамара не только говорили на разных языках и были носителями далёких друг от друга культур, они даже внешне сильно отличались. Это может показаться невероятным, но бытует мнение, что на протяжении этих столетий, они не теряли связей и каким-то образом соприкасались всё это время, хотя никаких прямых доказательств этому нет. Как отмечал профессор Тобиас – "Если мы что-то не знаем, это ещё не значит, что этого никогда не было”. Это, конечно, очень трудно назвать аргументом. Но как иначе объяснить признание родственных связей, между совершенно непохожими группами людей и их толерантность в отношении друг друга. 

Но отношения между двумя группами дамара, поначалу бывшие дружескими и доверительными, начали портиться в начале XIX в. когда дамара-гереро, начали вытеснять на восток, в безводные области Калахари племена бушменов, на чьей территории они собственно и поселились. К 1830 г. дамара-гереро заняли все земли бушменов, нарушив баланс, между племенами Намибии существовавший на протяжении 50 лет. Ситуация ещё больше усугубилась когда на юге образовался мощный племенной союз орлам. Его представители имели лошадей и огнестрельное оружие, которое обменивали у буров на скот и, обладая таким преимуществом, они начали совершать набеги в земли нама и гереро, угоняя их стада. В 1840 г. вождь орлам Йонкер Африканер, от периодических вторжений перешёл к широкомасштабной экспансии, к 1850 г. он захватил почти все земли нама, гереро и дамара, создал на их территории обширное государство со столицей в Виндхуке. Местные народы не могли противостоять перенявшим европейский образ жизни захватчикам, орлам нужен был только скот для продажи бурам и они, не стесняясь, отнимали его у беззащитных племён.

После смерти Йонкера Африканера в 1861 г. созданное им государство распалось, но семена вражды, посеянные орлам, а так же европейскими торговцами и миссионерами, проникшими вместе с ними в Намибию в 1840-х годах, дали свои всходы. Туземные народы, понявшие всю важность европейского оружия, начали грабить друг друга, угоняя стада скота, чтобы его приобрести и истребляли друг друга ради этого сомнительного блага, больше чем сами европейцы и их болезни. В 1863 г. в стране появились охотники на слонов, а вместе с ними и новый вид товара – слоновая кость, которую можно было обменять на ружья, пришлось это очень кстати, потому что скота для продажи почти не осталось. Когда к началу 1880-х были уничтожены и слоны, племенные вожди перешли к продаже земли, что послужило причиной того, что в 1884 г. Намибия стала колонией Германии. После восстания нама в 1894 г. а в 1904 г. и гереро, оба эти народа были почти полностью уничтожены.

Но всё это, почти никак не коснулось дамара, они не держали крупный рогатый скот, не интересовались ни европейским оружием, ни образом жизни, ни политикой. А их земли совершенно не интересовали колонизаторов, да и отобрать у них было нечего. В жизни дамара ничего не изменилось, ни в колониальный период, ни с обретением Намибией независимости в 1990 г. Сейчас, они по прежнему живут в тех же местах и в том же мире, что и их далёкие предки тысячи лет назад, вдали от цивилизации и суеты, в гармонии с природой и совестью, оставаясь людьми каменного века.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
девушка дамара, Намибия, Африка
девушка дамара, Намибия, Африка
девушка дамара, Намибия, Африка
мужчина дамара разжигает огонь
мужчина дамара разжигает огонь
мужчина дамара разжигает огонь
танец дамара
танец дамара
танец дамара
девочка дамара, Намибия, Африка
девочка дамара, Намибия, Африка
девочка дамара, Намибия, Африка
загадочные
загадочные
загадочные
шалаши дамара, Намибия, Африка
шалаши дамара, Намибия, Африка
шалаши дамара, Намибия, Африка
женщины дамара в платьях викторианской эпохи
женщины дамара в платьях викторианской эпохи
женщины дамара в платьях викторианской эпохи